АРХИВ
29.11.2013
РОМАНТИЧЕСКИЙ АВАНГАРД ОТ БОГИНИ ЗАРИ

21 октября в московском культурном центре «Дом» выступило международное трио Aurora

Прогрессивная концертная площадка «Дом» специализируется на новой музыке, причем не мейнстриме, а всяческой альтернативе – новой импровизации, новом джазе, новом прогрессивном роке, world music и всевозможных пересечениях этих направлений в разных пропорциях. Трио Aurora объединяет в своей эстетике элементы новой импровизации, нового джаза, этнической и композиторской музыки с заметным дрейфом в сторону композиторского романтизма. В записях и концертных выступлениях этого коллектива ярко выражена тенденция последнего времени к растворению джаза в окружающей культурной среде. А она, эта среда, сегодня во многом именно романтического свойства – недаром же один из ведущих композиторов Ассоциации современной музыки Юрий Каспаров не устает повторять, что мы живем в эпоху нового романтизма. Каждый понимает это веяние времени по-своему: кто-то сочиняет так, будто ХХ века и вовсе не было, кто-то апеллирует к искусству старого доброго романтизма с определенной дистанции и под определенным углом зрения, кто-то устраивает интертекстуальные диалоги с этой эпохой. Aurora вовлекает романтизм в орбиту своих интересов и работает с ним как с одним из элементов синтетической системы стиля.

Трио составляют авторитетнейшие музыканты, ключевые фигуры современной европейской новоджазовой сцены. Это испанский пианист Агусти Фернандес, переигравший едва ли не со всеми мегазвездами свободной импровизационной музыки и нового джаза, среди которых Эван Паркер, Дерек Бэйли, Петер Ковальд, Матс Густафссон, Кен Вандермарк, Уильям Паркер. В свое время на него сильно повлиял один из пионеров фри-джаза пианист Сесил Тэйлор. А композиции Фернандес обучался не у кого-нибудь, а у самого Яниса Ксенакиса – классика европейского авангарда ХХ века. Второй участник трио – живущий в Швейцарии британский контрабасист Барри Гай, который известен, прежде всего, как руководитель London Jazz Composers’ Orchestra и новоджазовой сборной мира Barry Guy New Orchestra (кстати, по лекалу первого из этих коллективов был организован наш «Оркестр московских композиторов»). Наконец, третий участник – испанский барабанщик и перкуссионист Рамон Лопес, тесно связанный с французской экспериментальной сценой, фламенко и индийской музыкой (он много лет провел в Индии, играл с местными музыкантами). Неслучайно в составе его ударной установки присутствовал одинарный табла, привносивший в стандартный набор инструментов (фортепиано – контрабас – барабаны) и, в общем-то, европейское мышление этнический индийский колорит.

Музыканты трио знают друг друга не одно десятилетие, в этом проекте сотрудничают с 2004 г., но в России выступали впервые. Так что аншлаг был обеспечен – прежде всего, за счет продвинутой молодежи. Пришла и элита джазовой критики.

В основном звучала новая программа трио &laquoA Moment’s Liberty» с альбома, вышедшего в свет буквально за неделю до концерта в Москве. Сначала – заглавная композиция (&laquoA Moment’s Liberty») авторства Фернандеса: Агусти играет сольную «бесконечную мелодию» – прихотливую и выразительную, которая затем рассыпается в репликах участников ансамбля. Вообще монодия на протяжении столь длительного эпизода в новой музыке и тем более в новом джазе – явление исключительное и сильнодействующее, а Фернандес пользовался этим приемом неоднократно в течение всего вечера. В одном из номеров подобный фрагмент ассоциировался с вербальным высказыванием, транслированным в звучание рояля. Второй была исполнена тема &laquoAnnalisa» авторства Барри Гая – редкий образец красоты в современном понимании, поданный с чуть заметной иронией (контрабасовое соло Гая); затем следовали его разрушение силами партнеров по ансамблю (кластеры, хаос, стихийность) и восстановление первоначальной мелодии в репризе.

Под занавес первого отделения в одной сверхимпровизации объединились три темы: &laquoUma» Агусти Фернандеса, &laquoCome and Go» Барри Гая по одноименной пьесе Сэмюэла Беккета и &laquoRounds» Мэрилин Криспелл. Также прозвучали &laquoThe Ancients» и &laquoBreath» Гая, &laquoBielefeld Breakout» и &laquoAlgarabia» Фернандеса. Завершился концерт яростным авангардом.

Нельзя сказать, что в результате взаимодействия элементы разных стилистических источников в музыке «Авроры» достигают консистенции коктейля; скорее, это контрастный синтез стилей. Тональные эпизоды соседствуют с атональными и сонористическими, романтические идиомы – с авангардными. Кстати, принадлежность авангарду чувствуется и в отношении к инструментарию: помимо стандартного контрабасового смычка Барри Гай периодически пускал в ход старый смычок с насечками на древке, дающий очень специфический «растрепанный» тембр, и купленную в обычном магазине «самоиграющую» алюминиевую палочку, закрепленную на струнах возле подставки.

Но главное в музыке трио, конечно, не средства, а само действо, взаимодействие и взаимопонимание его участников, острая и точная реакция на музыкальные реплики друг друга. И еще один момент: заметная роль композиции, рацио, яркий тематический материал вовсе не отменяют импровизационную свободу и драйв, открытую эмоциональность.

Поделиться:

Наверх