Top.Mail.Ru
АРХИВ
15.02.2012
ИМПРЕСАРИО В ЗАТРУДНЕНИИ

В московском театре «Открытая сцена» с большим успехом идет студенческая постановка комической оперы Доменико Чимарозы «Импресарио в затруднении». По сути, проект является реконструкцией произведения не столь уж известного у нас итальянского композитора XVIII века.

Участие в театральных постановках играет важную роль в жизни молодого музыканта: раскрывает его творческий потенциал во время обучения, помогает преодолевать страх перед сценой, дает шанс почувствовать себя занятым в будущей профессии. А если это еще и постановка оперы-буффа, то у студента появляется прекрасная возможность проявить весь свой артистизм.

«Идея постановки «Импресарио в затруднении» возникла полтора года назад, - рассказала администратор проекта Татьяна Зыкова. - Тогда планировалось, что помимо ансамбля солистов «Премьера», созданного на базе Академического колледжа при Московской консерватории, будут участвовать студенты вокального факультета. Время вносит коррективы, и сегодня кто-то из наших студентов уже продолжает обучение в консерватории, кто-то в РАМ им. Гнесиных, Государственной классической академии им. Маймонида - было довольно сложно всех собрать, но уже после первых репетиций стало понятно, что работа в спектакле молодых певцов очень заинтересовала».

Доменико Чимароза – композитор с большим оперным багажом: на его счету около 60 опер, причем все комические. «Импресарио в затруднении» Чимароза создал в период расцвета своего творчества, и для студенческого спектакля эта опера в высшей степени подходит. Во-первых, здесь удобные для исполнения вокальные партии. Во-вторых, действие происходит в театре и нигде более (в силу чего, кстати, возникает объемный эффект «театра в театре»), так что постановка не требует сложных перемен декораций и возможна при весьма скромной сценографии.

По сюжету зрителю представляется закулисная жизнь, в которой происходит столкновение интересов импресарио, трех певиц, рифмоплета и маэстро. Главного героя - обанкротившегося импресарио Дона Кризоболо, виновника комедии положений, с блеском сыграл Рубен Навасардян, студент 1 курса ГИТИСа (мастерская А.Б. Тителя). Партия рифмоплета Дона Перизоньо прозвучала в исполнении Константина Сучкова, студента 2 курса Московской консерватории (класс П.И. Скусниченко) - правда, по-настоящему распелся Дон Перизоньо лишь к середине спектакля. Михаил Винницкий харизматично исполнил роль маэстро Джелиндо Скальоцци. Стоит отметить, что Михаил учится в колледже сразу по двум специальностям – по классу вокала у И.Н. Воронова и классу тромбона у А. Старкова. Вокальная техничность и музыкальность отличала Екатерину Бабич, студентку 3 курса ГКА им. Маймонида (класс В.А. Журавлевой) – ей была отведена роль «известной певицы Фьордиспины Корибанти». В этой же роли также очень удачно проявила себя и Елена Безгодкова, студентка Московской консерватории (класс Л.А. Черных). Еще два персонажа – певицы-соперницы Мерлина и Доральба – были поручены студентке 4 курса колледжа при Московской консерватории Анастасии Лебедянцевой (класс С.Р. Абзаловой) и студентке 1 курса РАМ им. Гнесиных Ирине Бокаревой, продемонстрировавшим умение петь не только соло, но и в характеристичном дуэте. С эффектной ролью работницы театра Марианны превосходно справилась студентка 1 курса ГКА им. Маймонида сопрано Юлия Караваева (класс Н.С. Красной).

Постановка старинной оперы - всегда смелый шаг, требующий большого профессионализма и мастерства команды, а подчас и недюжинного терпения – в данном случае пришлось дожидаться, пока из-за рубежа прибудут ноты сочинения Чимарозы.

«Нот оперы «Импресарио в затруднении» нет ни в одной российской библиотеке, хотя на часть наследства композитора россияне могли бы претендовать с полным правом: в течение трех лет Доменико Чимароза служил при дворе Екатерины II, - поясняет Татьяна Зыкова. - Не нашлись ноты и в Интернете. Совершенно случайно нам удалось выяснить, что клавир «Импресарио…» находится в Варшавской опере, после чего началась наша переписка с польским театром. В итоге мы получили по почте прекрасный рукописный экземпляр. И еще один вариант клавира нам предоставил один из исследователей творчества Доменико Чимарозы. Сравнивая затем эти две версии, мы нашли разночтения, так что на следующем этапе работы нам предстояло свести партитуру и, наконец, перевести текст на доступный итальянский язык. В общей сложности подготовительная работа заняла около полугода».

«Импресарио в затруднении» - не первая работа студенческого коллектива. Этому опыту предшествовала постановка «Аптекаря» Гайдна, также комической оперы, режиссером которой выступил Игорь Ушаков, поставивший и «Импресарио…». Возвращение на сцену шедевра Чимарозы стало возможно благодаря колоссальной работе дирижера и художественного руководителя ансамбля «Премьера» Игоря Дронова, педагога ансамбля Владимира Таланова, педагогов-репетиторов Натальи Большаковой и Натальи Усатюк, концертмейстеров Татьяны Гончаренко и Надежды Царевой, исполнительницы клавесинной партии Ирины Лукиной. А еще – художнику по костюмам Ирэне Белоусовой и художнику по свету Денису Евграшину, с большой элегантностью оформившим спектакль.

Верность стилистическим деталям – кредо коллектива, в котором даже нашлось место для клавесина (партию исполнила Ирина Лукина).

За время, что живет спектакль, он был представлен десятки раз на лучших московских площадках, включая сцену Большого зала консерватории. В последний раз посмотреть яркую и стилистически достоверную постановку можно будет 14 марта в Доме музыки. Приходите, не заскучаете!

Автор:
Чащина Е.

Поделиться:

Наверх