Под ее руководством хоровой коллектив прошел длинный путь от кружка при общеобразовательной школе, со временем получившего статус детской хоровой студии, до самостоятельной музыкально-хоровой школы, расположенной в отдельном здании и окруженной уютным зеленым парком с открытой сценой-верандой, где проводятся школьные праздники в теплое время года. Небольшой школьный музей с трудом вмещает кубки, статуэтки и грамоты – славную историю побед «Вдохновения» на конкурсах и фестивалях в России, Италии, Болгарии, Чехии…
«Мы очень любим нашу школу – это здание мы долго отстаивали, тут каждый уголок сделан нами, – говорит Ольга Арнольдовна. – И мы не хотим потерять то, что уже создано, а такая опасность существует, если передать все это в руки холдинга, который будет решать на равных судьбу разных школ».
Набирающая обороты реорганизация (проще говоря, объединение) учреждений дополнительного образования детей – тема неоднозначная и болезненная для многих школ искусств, но для хоровых школ этот вопрос стоит наиболее остро. «Сейчас в Москве существует всего четыре хоровые школы: “Весна”, ДМШ им. П.Г. Чеснокова, ДМХШ им. И.И. Радченко и наша, – объясняет Ольга Арнольдовна. – У каждой школы свои традиции – в основном все они выросли из кружков, как это было и с “Весной”, которая всегда являлась для нас примером. Лишать самостоятельности такие учебные заведения нельзя! Получится, для того, чтобы хору отправиться на какой-либо фестиваль, да и просто купить билеты на поезд даже за счет средств родителей, я должна буду спрашивать разрешения у директора всего объединенного комплекса. Я все это уже проходила, еще когда вела кружок при общеобразовательной школе».
В последние годы интерес к хоровому пению в России ощутимо вырос – часто звучат лозунги в поддержку самодеятельных коллективов в школах и вузах, и уже практически ни один массовый праздник не обходится без сводного детского хора. Безусловно, массовое пение раскрепощает детей и дарит ощущение единства, но при этом нельзя забывать и о профессиональном детском хоровом искусстве. А в этом деле заслуги «Вдохновения» неоспоримы.
КАК ПОБЕДИТЬ 80 КИТАЙЦЕВ
– Нашей первой большой победой стало выступление на престижном Международном хоровом конкурсе им. Георгия Димитрова в Варне в 1999 году, где мы заняли первое место в категории детских хоров, – рассказала Ольга Арнольдовна. – К тому времени в Болгарии нас уже знали – мы много лет ездили на фестивали, но к конкурсу готовились особенно тщательно, состав хора очень сильно обновился, и жюри оценило нашу работу.
Каждый конкурс – это огромное психологическое напряжение и для руководителя, и для детей – они стараются, нервничают. Но когда я их спрашиваю: «Ребята, может быть, больше не будем ездить на конкурсы, лучше поедем на фестиваль и выступим без лишних волнений?» – они отвечают: «Нет. Конкурс интереснее».
В 2012 году мы участвовали в хоровом конкурсе Musicа Mundi в Венеции, где собрался очень сильный состав конкурентов. Нашим главным соперником был китайский хор из Гонконга. Однажды я увидела, как они выходят на репетицию: все восемьдесят человек положили свои сумочки в одном месте, аккуратно прошли на сцену и тут же выстроились по струночке. Хормейстер подняла палец – и они были готовы. Дисциплина потрясающая! Но при этом им не хватало эмоциональной отдачи – все-таки в чем-то они проигрывали из-за рациональности. И я сказала своим ребятам: «Они идеально интонируют, и программа у них интересная, и звук профессиональный и совершенно европейский. Но если вы вложите в пение свою душу, вы сможете их победить». И они это сделали – у нас было расхождение на полбалла, но все равно мы стали победителями. Эту победу дети до сих пор вспоминают.
– А сколько человек было в вашем хоре?
– Сорок. А по звуку мы им не уступали. Дело в том, что у наших детей хорошая вокальная школа. Я посещала лекции известных специалистов в области вокальной и хоровой культуры В.В. Емельянова и Д.Е. Огороднова, изучала их уникальные методики работы с детьми. Это мне помогло развить тембровое пение у детей. Но тут есть другая сложность: когда дети поют одинаковым бесцветным звуком, им легче петь чисто, а когда они поют темброво и включают резонаторы, здесь уже всем совпадать сложнее. Поэтому-то вокалисты не любят детей с хорошими голосами отправлять в хор – они считают, что хор эти голоса портит. Но – смотря какой хор! У нас есть выпускники, которые после нашей школы поступают на вокальные отделения музыкальных училищ, и приобретенная вокальная школа не мешает им дальше учиться профессиональному вокалу.
В октябре 2013 года мы ездили на конкурс «Осенняя сказка» в Чехию: он проходит в нескольких городах – Праге, Теплице и Берлине. Там состоялся очень интересный круглый стол, где председатель жюри по вокальному и хоровому искусству, почетный дирижер Братиславской филармонии Ян Марио Добродинский дал каждому коллективу ценные и точные советы. Поскольку там мы завоевали Гран-при, нам выдали грант на участие в фестивале лауреатов европейских конкурсов «Симпатии европарков» с выступлением в парижском Диснейленде. А по возвращении из Франции мы получили приветствие от Министра культуры РФ В.Р. Мединского, в котором, в частности, было сказано: «Уверен, участие вашего хора в фестивале даст свои положительные всходы и продолжит дело сохранения культурных и духовных традиций государства. Желаю вам плодотворного общения, новых идей и свершений. А также успехов в вашей благородной миссии!»
Наша школа является инициатором создания фестиваля «Поем тебе, Москва». Его концепция призвана объединить профессиональные коллективы из хоровых школ, поэтому и уровень обязательной программы достаточно высок: она включает произведение зарубежного автора на языке оригинала, русскую духовную музыку XIX-XX веков, обработки народных песен и сочинение современного композитора. Кстати, в репертуаре «Вдохновения» есть хоровой цикл В.Г. Агафонникова «Времена года», который композитор написал специально для нашего хора и посвятил его нам. Это замечательная музыка – при всех современных гармониях в ней есть удивительная русскость, и она написана на изумительные стихи Ивана Бунина. Дети поют ее с удовольствием. Заключительные концерты фестиваля несколько раз проходили в Большом зале консерватории: всего мы провели уже пять фестивалей и очень надеемся, что в следующем году удастся организовать шестой.
СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА
– В вашей школе три коллектива – концертный хор «Вдохновение», средний хор «Надежда» и хор первоклассников «Колокольчик». Расскажите, пожалуйста, о миссии каждого из них и о том, как они между собой взаимодействуют.
– Коллективов у нас даже больше: еще есть подготовительная группа, хор первоклассников «Колокольчик» и ансамбль учащихся старших классов и выпускников Dolce canto.
Подготовительное отделение – пока не столь многочисленное, как мне бы хотелось: всего 25-30 человек, и в первый класс приходится добирать детей со стороны. Его ведет наша бывшая ученица – почетный работник культуры Москвы Елена Чеснокова, которая регулярно ставит с малышами детские оперы. Я занималась этой деятельностью в ее детстве, когда мы еще были кружком при общеобразовательной школе, а сейчас в программе школы времени на постановку опер, к сожалению, не хватает.
В конце первой четверти хор первоклассников посвящается в музыканты: это общий праздник, который проводит концертный хор «Вдохновение» с совместным выступлением, играми и чаепитием, где происходит своеобразная передача творчества.
Средний хор «Надежда» этой весной получил звание лауреата на международном музыкальном фестивале «Ипполитовская хоровая весна-2014» и диплом I степени на международном конкурсе-фестивале детского и юношеского творчества «Праздник весны-2014» в Чехии. В конце года участники «Надежды» переходят в концертный хор: этому посвящен праздник «Хоровая эстафета», концерт двух хоров и веселый «капустник». Что касается концертного хора – если считать с того момента, когда он был создан в общеобразовательной школе в 1977 году, ему скоро исполнится уже 40 лет! Конечно, сейчас это совсем другой коллектив. Наш хор сотрудничает с ведущими музыкальными вузами – ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова и Московской консерваторией, с которой у нас подписан многолетний договор: «Вдохновение» является базой практики для студентов хоровой кафедры консерватории. Хоровые зачеты проходят в Рахманиновском зале перед профессорами кафедры, и это всегда очень волнующе и для студентов, и для детей, которые чувствуют большую ответственность.
Взрослые участники ансамбля Dolce canto, которым руководит Марина Акижанова, – это те, кто не стал продолжать музыкальное образование, но сохранил тягу к пению. Они регулярно участвуют в зарубежных конкурсах – в Польше, Эстонии – и всегда привозят первые премии. Недавно этот ансамбль показал очень интересную инсценировку вокального цикла Валерия Гаврилина «Русская тетрадь».
А еще у нас регулярно устраиваются музыкальные салоны, посвященные какой-либо эпохе, стилю или конкретному композитору. Например, в первом полугодии прошедшего учебного года состоялся салон, посвященный добаховской музыке, – «Пятьсот лет неизвестной музыки», а во втором – 210-летию со дня рождения М.И. Глинки. Все участники концерта – и солисты, и хоры – надевают костюмы соответствующей эпохи, публике демонстрируются фрагменты фильмов или слайды, комментарии к которым готовят музыковеды.
ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ
– Часто ли ваши выпускники поступают в профильные учебные заведения?
– Говорят, у нас очень хороший процент по городу, но мы никого не уговариваем, ведь это очень трудный путь. Конечно, если ребенок не представляет себе жизни без музыки, мы ему помогаем: у нас существует восьмой класс, готовящий к поступлению в училище.
Среди наших выпускников есть уже известные мастера, которыми мы гордимся: например, Константин Хватынец является главным дирижером Московского театра оперетты, Надежда Филатова преподает на кафедре хорового дирижирования в РАМ им. Гнесиных. Но главное даже не в этом. Я бы хотела напомнить слова Конфуция о том, что музыка является делом государственной важности и способствует улучшению нравов. Если в школе существует настоящая творческая жилка, этим заражаются и дети, и их родители, многие из которых настолько втягиваются в совместное творчество, что уже не представляют своей жизни без школы. А это помогает наладить взаимопонимание в семье: родители часто благодарят меня за помощь в воспитании детей.
Поделиться: