5 марта исполнилось 85 лет со дня рождения прекрасного хормейстера, педагога и методиста Маргариты Ромуальдовны Иодко. Московские хоровые дирижеры, преподаватели музыкальных школ хорошо знали этого талантливого, одержимого музыкой человека. Вспоминая Маргариту Ромуальдовну сегодня, они говорят: она обладала потрясающей внутренней культурой, заключала в себе безошибочный «эстетический камертон».
Маргарита Ромуальдовна Иодко закончила Московскую консерваторию как хоровой дирижер – была ученицей Константина Лебедева. Начинала работать простым школьным преподавателем, хормейстером в хоровой студии под руководством И.П. Гейнрихса (впоследствии студия преобразовалась в ДМХШ им. П.Чеснокова). Довольно скоро возглавила ДМШ №25 (сейчас – имени В.Одоевского), а затем стала директором Московского методического кабинета (до того времени нынешний Методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы не существовал как отдельное учреждение).
Преподаватель, методист, организатор - в какой бы сфере ни работала Иодко, всюду ее ценили как превосходного специалиста. Коллеги с большой благодарностью отзываются о ней и с почтением относятся к ее значимому юбилею. Увы, Маргарита Ромуальдовна не дожила до него несколько месяцев.
«Волевой и целеустремленный человек, Маргарита Иодко с молодости была невероятно увлечена своим делом, - вспоминает заслуженный работник культуры РФ, директор ДМШ им. Одоевского Фридрих Исидорович Лычаный. – После консерватории она пришла к нам как преподаватель, через пять лет стала завучем и вскоре директором нашей школы. Ей исключительно удавалась организаторская деятельность. Многое из того, что имеет школа сегодня, - это ее прямая заслуга. Мы, например, в пору ее директорства приобрели первые рояли, а в то время получить инструмент было куда сложнее, чем сейчас. Маргарита Ромуальдовна принадлежала числу людей, которые способны себя и всю свою жизнь отдавать профессии, всегда успешно в ней действовать и добиваться поставленных целей».
Особенно сильно организаторский талант Маргариты Иодко проявился, когда она (в 1976 году) возглавила новообразовавшийся в Москве методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. Став первым директором, Иодко сформировала штат не просто из хороших организаторов, но из высоких профессионалов. «В дальнейшем это стало правилом, - говорит сегодняшний преемник М.Р. Иодко на посту директора Алина Семеновна Цодокова. – Организаторская деятельность сотрудников нашего методического кабинета сопровождается прямой профессиональной работой. Маргарита Ромуальдовна и все, кто приходил затем на директорскую должность, берегли эту традицию».
Около 60 лет длилась история сотрудничества М.Р. Иодко как преподавателя, методиста с ДМХШ им. П.Чеснокова. За эти годы успело «встать на ноги» несколько поколений дирижеров-хоровиков. Преподаватель школы хормейстер Марина Владимировна Дьякова рассказывает:
«Для молодого специалиста особенно важно то, как его воспринимают старшие коллеги. Всякий из начинающих хормейстеров ощущал уважение, с которым обращалась к нему Маргарита Ромуальдовна. Каждого она сразу воспринимала как профессионала и не позволяла себе ни отрицательной критики, ни осуждений методов работы коллег. Все ее советы и творческие наставления имели цель вдохновить хормейстера на труд. И у нее это получалось».
А несколькими годами раньше в интервью нашей газете Маргарита Ромуальдовна сказала о себе: «У меня всегда была такая тактика: никогда не говорить педагогу, что он плохо учит, что он ничего не умеет, что он бездарность (когда действительно результат его работы почти нулевой). Я считаю, что на недостатки прямо может указывать только тот, кто способен тут же встать перед хором и показать, как должно быть. Только тогда человек способен что-то понять. Если он уверен, что ты можешь выйти и работать с хором так, как требуешь от него, тогда уже можно объяснять ему, что нужно делать».
Анна Эдуардовна Ведрова - директор ДМХШ им. П.Чеснокова, художественный руководитель и дирижер старшего концертного хора школы (этот коллектив М.Р. Иодко считала одним из самых лучших в Москве) – также хранит воспоминания о Маргарите Иодко:
«Профессиональная работа – это та работа, которой «не видишь». Так не заметна та колоссальная работа, которую осуществляет хороший исполнитель, прежде чем выйти на сцену. Работа Маргариты Ромуальдовны как преподавателя, методиста, организатора велась очень тихо, корректно, но результат ее был виден всем: фестивали, концерты, организованные ей, всегда проходили великолепно. Профессиональное отношение к деятельности хоров я понимаю как огромную ответственность, с которой Маргарита Ромуальдовна относилась к своему делу. Даже при абсолютной слаженности звучания, не говоря уже об отрепетированности номеров, во время выступлений наших коллективов на фестивалях она никогда не сидела в зале, а почти все время проводила за кулисами – была не зрителем, а до последнего момента перед выходом хористов на сцену участником их подготовительной работы. Это не означало, что она не доверяла хормейстерам – доверие как раз было полное: и в том, как выбирается программа, и в том, как формируется хоровое звучание и насколько качественно ведется повседневная работа.
У Маргариты Ромуальдовны был редкий художественный вкус, и руководители хоров часто обращались к ней за творческим советом. Новое, интересное она всегда приветствовала. Но особенно важными для нее критериями были выдержанная стилистика и соблюдение законов жанра. Например, русская народная песня звучит нелепо в сопровождении маракасов (а такое действительно было в практике одного из российских хоров). Что касается выбора программы (к этому она относилась особенно внимательно), то основную ее часть, считала Маргарита Ромуальдовна, должна составлять классическая музыка. Она призывала аккуратно относиться к выбору репертуара, трезво оценивать возможности коллектива, говоря: «Стоит задуматься, посильна ли хору и, главное, хормейстеру эта работа». Большое внимание Маргарита Ромуальдовна уделяла исполнению произведения на языке оригинала. Сейчас это стало обычной практикой хоровиков, но в советское время далеко не всегда было так уж легко осуществимо. И еще: у нас с Марагритой Ромуальдовной однажды был разговор, стоит ли исполнять инструментальную музыку в переложении для детского хора. Вопрос очень тонкий. Сейчас существует множество хоровых переложений фортепианных произведений Дебюсси, Скрябина и других композиторов. Исполнять эти аранжировки или нет – решает руководитель хора. Маргарита Ромуальдовна призывала очень тщательно относиться к качеству переложения и творческому потенциалу коллектива. Ведь чтобы переосмыслить гениальную музыку в новом тембре без ущерба для самой музыки, интерпретаторам нужно иметь незаурядный талант. По нашему общему с ней мнению, талантливое переложение – то, после которого не остается даже воспоминания о прежнем инструментальном составе этой музыки. Но, к сожалению, это очень редкий случай».
«Редкий случай» – так можно сказать сегодня и о встречах с людьми, которые по своим человеческим и профессиональным качествам напоминают Маргариту Ромуальдовну Иодко. Помнить ее принципы работы – значит продолжать учиться у нее, значит следовать ее «эстетическому камертону».
Поделиться: