Бытует мнение, что до десяти лет, пока мелкая моторика не развита, всерьез заниматься изобразительным и декоративно-прикладным искусством не стоит. Практика же показывает обратное, не зря во многие ремесла принято было брать с малолетства – с пальцами гибкими, податливыми. Например, в старину девочки постигали премудрость кружевоплетения до пяти лет, а после считались мастерицами. Именно когда организм идет в рост и нужно начинать лепить, вышивать, рисовать. Проблема еще и в том, что рисование на начальном этапе развития его навыков у детей преподают педагоги без соответствующей специализации: в детсадах этим обычно занимаются воспитатели, а в школах – преподаватели начальных классов. Как правило, обучают они примерно одному и тому же, поскольку программы в дошкольных и в общеобразовательных учреждениях почти не отличаются. В результате, знакомство с основами рисунка, живописи, декоративно-прикладного творчества получается поверхностным и не увлекает. Так возникает серьезный пробел в гуманитарном образовании молодых людей и дефицит общей культуры.
«Развивать навыки творчества необходимо, едва ребенок начинает ходить и говорить, – утверждает директор Покровской ДХШ. – Однако на сегодня обучение рисованию в средних школах находится в печальном состоянии. Одного часа в неделю, который отводится на уроки изобразительного искусства, явно недостаточно, чтобы сформировать креативное мышление, способность воспринимать и ценить мир в его повседневной красоте». Разработанная А.В. Харитоновым и его коллегами экспериментальная программа поэтапного обучения рисованию была представлена в конце прошлого года на Форуме изобразительного искусства, который прошел в Покровске.
В нем участвовали: Михаил Ефимович Николаев – первый президент Республики Саха (Якутия), Ирина Эмильевна Кашекова – заместитель директора по стратегическим вопросам ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО» (г. Москва), а также Дмитрий Святославович Марголин – преподаватель Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея им. Б.В. Иогансона при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и другие представительные гости.
Организаторами данного форума выступили Управление образования Хангаласского района и Покровская детская художественная школа. В районе традиционно проходят педагогические конгрессы, где речь идет о повышении качества образования, о значении личности учителя в развитии творческих способностей детей. Под эгидой второго конгресса в 2015-м стартовал и стал успешно набирать обороты проект «Рисуем все», цель которого – популяризация изобразительного искусства творческих коллективов, задача-максимум – выйти на республиканский уровень.
Опробирование экспериментальной программы развернулось в детских садах Покровска, и в итоге вышла брошюра с методическими рекомендациями для специалистов по обучению самых маленьких. Руководители учреждений дошкольного образования и родители малышей, которые здесь воспитываются, уже одобрили новое учебное пособие. Но больше всего уроки рисования понравились самим детям, ведь вместо скучных занятий теперь они вовлечены в захватывающее действо, которое разворачивается в реальном пространстве. С тех пор, как такая игра началась, дошколята стали неохотно расставаться с карандашами и красками, а их наивные рисунки расцвели причудливыми узорами и фантастическими образами.
«Наша задача – заложить более прочный фундамент обучения навыкам рисования, – уточняет Александр Васильевич Харитонов. – Это важно не только для художественно одаренных детей, которые со временем могут стать живописцами, дизайнерами, мультипликаторами, но и для будущих инженеров, менеджеров, политиков. Широкий кругозор и свободное, незашоренное мышление помогают добиться успеха в любой профессии. А сформировать такие качества у своих воспитанников способен только талантливый педагог с образованием в сфере художественного творчества». Таким образом, проект «Рисуем все» инициированный первым президентом Республики Саха (Якутия) Михаилом Ефимовичем Николаевым, преследует вполне практическую цель: профессионально усилить развитие у детей творческих навыков и способностей, уже определившихся в дошкольном и школьном возрасте. В ближайших планах – создать рабочую комиссию, затем подготовить и издать методическое пособие по рисованию с описанием конкретных заданий для разных возрастных групп, от трехлеток до тинейджеров.
На фото А. Харитонов
Поделиться: