Top.Mail.Ru
АРХИВ
12.04.2012
ШКОЛА КАК ПУТЬ В МИР ТВОРЧЕСТВА

Завершаются торжества по случаю 75-летия Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 17 апреля на сцене Концертного зала Мариинского театра прозвучит финальный аккорд в симфонии празднования юбилея. В концерте примут участие выпускники разных лет: ректор консерватории, народный артист России Михаил Гантварг, лауреат международных конкурсов пианист Петр Лаул. Школьным оркестром продирижирует Аркадий Штейнлухт. Это музыкальное торжество школа «по-родственному» посвящает и грядущему 150-летию Петербургской консерватории.

Средняя специальная музыкальная школа Санкт-Петербургской консерватории (школа-десятилетка, как по привычке продолжают ее называть) переступила порог своего75-летия. Официальная точка отсчета ее истории – Постановление Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР от 25 августа 1936 года, хотя еще за два года до этого энтузиаст новых методов начального музыкального воспитания пианист Самарий Савшинский создал при Ленинградской консерватории экспериментальную группу для особо одаренных детей в возрасте от 6 до 15 лет. В числе первых учащихся были Л.Берман, Д.Шафран, Б.Гутников, Д.Толстой. В здании Академической капеллы им. М.Глинки занятия с юными музыкантами проводили лучшие профессора консерватории. В 1936 году детская экспериментальная группа была преобразована в специальную школу комплексного типа - одновременно с профессиональным музыкальным образованием дети получали в ней и общее среднее образование. Утвержденный контингент учащихся на трех отделениях – хоровом, фортепианном и струнно-духовом - составил 400 человек. В 1938 году десятилетка переместилась в свой собственный дом, дорога к которому не изменилась за прошедшие десятилетия. Если считать, что каждый старый дом, как и любой участок петербургской земли, имеет свою особую ауру, место для школы было выбрано удачно. И не только ввиду близости Театральной площади, соседства с Мариинским театром и консерваторией. От первого выпуска 1938 года до сегодняшнего дня школа ведет летопись имен, составивших славу отечественной музыкальной культуры: пианисты А.Скавронский, Г.Соколов, А.Угорский, Е.Мурина, Н.Трулль и В.Мищук; виолончелисты Д.Шафран и А.Никитин, Б.Пергаменщиков и М.Майский, скрипачи Б.Гутников и М.Вайман, В.Спиваков, Д.Берлинский, Г.Жислин, М.Гантварг и С.Стадлер, альтисты Ю.Крамаров и В.Стопичев. Российскую композиторскую школу украшают имена С.Слонимского, В.Гаврилина, Г.Банщикова. Мировую плеяду дирижеров XX века трудно представить без имен Ю.Темирканова, М.Янсонса, Ю.Симонова, В.Синайского. Выпускники школы составляют основу петербургских филармонических оркестров, профессорскую элиту Петербургской консерватории, занимают ведущие позиции в европейских музыкальных коллективах, высших школах музыки Берлина, Лондона, Мадрида. В своих многочисленных интервью Юрий Хатуевич Темирканов не раз отмечал, что его консерваторские впечатления и воспоминания намного беднее школьных. Из школы он вышел уже сложившимся музыкантом и человеком. Борис Гутников подчеркивал, что именно школа сделала его артистом, заложила нравственные основы, определившие всю его жизнь. Для трудного подростка, а позже удивительного композитора-«почвенника» Валерия Гаврилина бедный полуголодный интернат десятилетки оставался одним из самых больших жизненных богатств. Похожие высказывания географически рассеянных выпускников школы-десятилетки (будь то оседлый петербуржец, солист Нью-Йоркского филармонического оркестра, концертмейстер Лондонского Королевского театра «Ковент-Гарден» или дрезденский профессор высшей категории) разнятся в несущественном. Всем без исключения школа «открыла путь в мир творчества» (М.Янсонс), заложила тот профессиональный фундамент, который никогда не давал трещин и позволял совершать феерические взлеты карьеры.

В XXI веке десятилетка живет не только прошлым. Ее ученики по-прежнему завоевывают премии на престижных международных конкурсах, осознанно подбираясь к музыкальному Олимпу. Петербургским вундеркиндам не перестают рукоплескать – и в Петербурге, и за пределами России. Концерты десятилетки последних лет на веймарском этапе российско-германской встречи «Санкт-Петербургский диалог Путин - Шредер», в Российском посольстве в Берлине, в филармонических залах ближнего зарубежья и дальнего - в Швейцарии, Германии, Голландии, Испании, США и Бразилии, победы на европейских молодежных фестивалях - вполне яркое тому подтверждение.

Интенсивная концертная деятельность отличала десятилетку буквально с первых дней ее существования. И сегодня ежегодные отчетные концерты школы на ведущих концертных сценах Петербурга демонстрируют высококлассных солистов, высокопрофессиональные ансамбли различных составов, хор и духовой оркестр. Незабываемые события для молодежной аудитории Петербурга - выступления симфонического оркестра школы. Представители десятилетки – постоянные участники крупных международных акций российских культурных фондов, концертных событий мирового уровня. Не иссяк и педагогический потенциал школы, несмотря на очень непростые условия существования учреждения. Преподавательский коллектив пополняется молодыми талантливыми коллегами, большинство из них – бывшие выпускники. Творческий облик десятилетки по-прежнему определяют работающие здесь ведущие профессора, заведующие кафедрами консерватории - А.Никитин (виолончель), В.Овчарек, А.Казарина, М.Гантварг (скрипка), В.Стопичев (альт), К.Соколов (деревянные духовые инструменты), А.Мнацаканян (композиция), Е.Мурина и Л.Зайчик (фортепиано), Е.Семишина (камерный ансамбль). Так формируются петербургские исполнительские школы, обеспечивается преемственность в формировании первоклассных музыкантов.

Уникальные традиции профессионального музыкального образования, накопленные Средней специальной музыкальной школой Санкт-Петербургской консерватории, представляют особый интерес для зарубежных партнеров. Увеличивается контингент иностранных учащихся (страны ближнего зарубежья, Германия, США, Китай Япония, Южная Корея), школа занимает почетное место в Европейской ассоциации музыкальных школ специализированного типа (АЕМ), ориентированных на реформу музыкального образования в Европе по российской методике.

Поделиться:

Наверх