Хоровых концертов могло бы быть больше, учитывая сложившуюся конъюнктуру, в которой маэстро Валерий Гергиев задействован как главный хормейстер страны. Под его началом в прошлом году звучал тысячеголосый сводный детский хор на Новой сцене Мариинского театра, громадный детский коллектив выступал в Стрельне на жеребьевке FIFA и тоже под неустанным руководством Валерия Абисаловича. Однако на главном летнем музыкальном фестивале страны хоровому искусству было уделено очень скромное место, если, конечно, не считать почти ежедневного участия хоров в оперных спектаклях и концертных исполнениях. А были годы, когда в Петербург приезжал хор под управлением самого Филиппа Херревеге или вокальный состав ансамбля Les Arts florissants Уильяма Кристи…
Ансамблю из Познани Artis sonus еще нет и двух лет. Визит в Россию стал для него международным дебютом. Лидер ансамбля Яцек Сыкульский — серьезное дирижерское имя на карте не только Польши, но и всей Восточной Европы. Знают его и за океаном: в 2002 году он выступал в Нью-Йорке с «Медитацией о мире» собственного сочинения. Яцек был частым гостем Международного хорового фестиваля в Петербурге, который, к слову, внес очень существенную лепту в дело хорового движения в России, щедро приглашая на протяжении нескольких лет лучшие коллективы из Европы. Резонанс от фестиваля оказался отнюдь не плох, коль скоро в необъятной России было решено возродить Хоровое общество и создавать тысячеголосые хоры едва ли не в каждом городе. Ансамбль Artis sonus — не про мегаломанию. Он — о красоте повседневности. Его девять солистов — воспитанники вокально-дирижерской школы пана Сыкульского: одни пели в студенческом хоре Университета им. А. Мицкевича, которым долгие годы руководил Яцек Сыкульский, другие — в Познаньском хоре мальчиков, которым он руководит по сей день. Школа Сыкульского — школа чистого, легкого, одухотворенного пения, этому маэстро способен научить, кажется, каждого, судя по мастер-классам, которые Яцек неоднократно проводил в Петербурге для хормейстеров и всех заинтересованных. Слушая солистов под руководством Сыкульского, всякий раз испытываешь ощущение, что они во время пения приподняты над землей.
На «Звездах белых ночей» ансамбль Artis sonus показал себя как хорошо растущий новый хоровой организм. Концерт строился по классическому принципу, когда первое отделение посвящено серьезной, а второе — развлекательной традиции. Обе давно, основательно и равно успешно развиваются в Польше. Было немного досадно, что первое отделение исполнялось по нотам (это несколько сковывало певцов): ассорти из музыки европейского Средневековья и Ренессанса, включая мотеты Монтеверди, шедевры польских мастеров Киприана Базылика, Якуба Любельчика, духовные сочинения Перселла, Шейдта, Пярта и многих других. Исполнители продемонстрировали класс ансамблевого пения, когда каждый, оставаясь индивидуальностью, сливается с остальными, рождая чудо соборности. Вторую часть они начали с театрализованного выхода опаздывающих участников. Кокетливые девушки, юноши, с элегантной небрежностью поправляющие подтяжки, были одеты в костюмы, выдержанные в одной гамме, но с разными акцентами в деталях. Здесь певцы будто с небес спустились на землю, где радовались своему опыту, полученному на небесах. Начав с задиристой вилланеллы Виллаэрта, баллады «Досуг в приличном обществе» времен Генриха VIII Тюдора, они дошли до хитов киномузыки (Skyfall из фильма о Джеймсе Бонде) и песен Брайана Ино. Маэстро заботливо давал каждому солисту высказаться и показать свои возможности. Тенору — блеснуть фирменными верхами, сопрано — сымитировать звучание волынки, другой сопрано — почувствовать себя дивой. Не обошли они и юбилей Петра Ильича Чайковского, «станцевав» «Танец маленьких лебедей» в аранжировке Яцека Сыкульского. Не обошлось и без «Калинки», которая, как говорят в таких случаях, взорвала зал.
Поделиться: