Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.03.2018
КТО С НАМИ?
На Урале, в красивейшем озерном краю, есть город Снежинск, который еще не так давно на карте было не отыскать. Это закрытое территориальное образование Росатома. И действует в нем филармония, аналога которой в стране, пожалуй, нет.

Она принимает у себя именитых музыкантов, планомерно поддерживает одаренных детей, проводит фестиваль, регулярно отображает свою деятельность на газетных страницах и делает собственную передачу на местном телевидении. Только вместо внушительного штата сотрудников всю эту работу делает крохотная команда энтузиастов. О том, как это возможно и на каких концептуальных основаниях стоит Снежинская филармония, рассказывает ее директор Наталия Воронова.

НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ

В 60-е годы, когда меня маленькой привезли в этот город, только начинавший строиться, он был местом притяжения для настоящей золотой молодежи. Лучшие из лучших выпускников вузов Ленинграда и Москвы приехали на Урал, чтобы ковать «ядерный щит» страны. Тогда культура здесь процветала. В 2017 году, когда наша филармония готовила проект, связанный с историей города, мы услышали рассказы старожилов о таких вещах, которые, думаю, немало бы удивили сегодняшнюю молодежь. Например, как по бездорожью молодые ученые ездили в Челябинск и Свердловск в повозке, запряженной лошадьми, – чтобы купить виниловые пластинки или попасть на концерт в филармонию.

Я вернулась в Снежинск после окончания Уфимского института искусств и пяти лет работы в городе Кирове в 94-м. Тогда как раз набирали оборот научные чтения (называющиеся «Забабахинскими» в честь выдающегося физика-ядерщика, возглавлявшего головное предприятие города), на которые приезжали специалисты в области ядерной физики со всей страны. Мы, музыканты, готовили к этому мероприятию концертные программы. И мне не забыть, как на наших выступлениях академики, большие ученые буквально пропускали через себя каждую ноту. Многие из них прекрасно играли на рояле, а те, кто не играл, разбирались в музыке так, что мы порой чувствовали себя рядом с ними просто дилетантами. А потом бежали в читальный зал – восполнять недостающие знания.

Катаклизмы 90-х годов не сильно затронули наш город. Сумела сохранить прекрасный педагогический состав, уровень обучения, свои концертно-просветительские традиции и наша музыкальная школа, в которой мы с моими коллегами по филармонии работали и работаем по сей день. Но какое-то культурное затишье, забвение замечательных традиций уже ощущалось. Мы – я и замечательный музыковед Юлия Владимировна Лаушкина – тогда подумали: как быть? просто перевернуть страницу в истории города и забыть «написанное» на ней? И решили: нет, создадим свою концертную организацию и будем продолжать традицию. Было это в 2011 году.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ

Сначала мы разработали пакет абонементов, предназначенный для детей и для ветеранов, потому что нам нужна была поддержка именно этих, хорошо откликающихся на музыкальные начинания категорий слушателей. Потом стали выстраивать другие аспекты концертной деятельности: начали с приглашения друзей-музыкантов из Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, обратились к выпускникам нашей музыкальной школы, которые заканчивали консерватории и играли в лучших оркестрах страны. Постепенно распространился слух, что мы хорошо делаем свое дело, и на наши приглашения уже стали откликаться профессионалы самого высокого класса: пианисты Екатерина Мечетина, Александр Гиндин, Михаил Лидский, джазмены Даниил Крамер, Андрей Кондаков, Алексей Подымкин, кларнетист Игорь Федоров…

Далее мы решили писать о своих концертах в газету. СМИ пошли нам навстречу – мы печатаемся бесплатно, причем если сначала нас ограничивали объемом в три тысячи знаков, то теперь спрашивают: а сколько вам нужно? Потом мы поняли, что этого формата нам не хватает. Мы хотим, чтобы то, что делает филармония, вошло в плоть и кровь города, стало потребностью для его жителей, прежде всего для подрастающего поколения (а иначе кому мы оставим наработанное?). И я пришла на телевидение с предложением делать свою программу о музыке.

Поначалу было безумно тяжело: мы ничего не умели, нам терпеливо помогали, пошагово рассказывая о жестких рамках качественного наполнения программы. С тех пор прошло три с лишним года, и мы подготовили уже 88 выпусков: рассказывали о детском творчестве и проблемах музыкального развития, об исполнителях, о встречах со слушателями, транслировали фрагменты своих концертов. В этом году мы ввели рубрику «Истоки культуры. Продолжение истории», в рамках которой приглашаем для разговора людей, создававших культуру в Снежинске. Все наши выпуски выложены в YouTube и в соцсетях. И это не просто набор действий, которыми мы заявляем о себе. Это некий проектный цикл, дающий полноту информационно-культурного осмысления события: радио анонс-концерт – встреча со зрителем – интервью с исполнителями – видеосъемка, оперативно выложенная в интернет, – сюжет на газетной полосе, по радио и в ТВ-программе.

РАБОТАЕТ ТОТ, КТО «ГОРИТ»

Но нам важно не только делиться, нам важно и собирать – мнения, оценки, пожелания. Второй год мы привлекаем к этой работе молодежь. Она приходит к нам на концерты, помогает делать опросы и сама высказывает свою точку зрения, что нам очень интересно, ведь у молодых восприятие происходящего всегда обостренное. Вместе с нашей «Молодежной бригадой» мы делаем фильмы и специальные проекты. Один из них, например, был призван помочь детям с ограничениями по здоровью. Мы бросили клич: надо подобрать музыку для релаксации таких детей. И в итоге с помощью своих волонтеров выпустили нужный диск.

Надо отметить важную вещь: волонтерство – это то, на чем держится работа нашей филармонии. Никто не получает заработную плату, у нас работает только тот, кто горит. И это дает нам право без оглядки на кого-либо формировать программы своих концертов так, как мы считаем нужным.

У филармонии есть свой зал – это концертный зал музыкальной школы на 250 мест. В 2014-м мы получили от ядерного центра и города подарок – великолепный рояль Bechstein, и теперь нам не стыдно приглашать самых лучших пианистов. Ежегодно мы, как некоммерческая организация, получаем муниципальную субсидию, нам помогает и градообразующее предприятие. Деньги небольшие, но для нас это подушка безопасности, позволяющая держать цены на билеты «в узде» и вводить свою систему льгот для пенсионеров и детской аудитории. Нам это важно: мы и наша публика – как одна семья. Я даже пошла на такой шаг: подписала соглашения с близлежащими театрами и филармониями о продаже слушателям Снежинской филармонии льготных билетов.

Мы понимаем, что, наверное, многое делаем на полупрофессиональном уровне, но мы постоянно учимся – у филармоний Челябинска и Екатеринбурга. Там всегда помогут советом, подскажут, как выстроить концерт с интеллектуальной выгодой для себя. Эту выгоду мы ценим больше всего, и суть ее в том, чтобы каждым концертом побудить слушателя прийти к нам в следующий раз.

ВСЕМ МИРОМ

У филармонии есть собственный фестиваль духовно-патриотической песни «Лествица», который сейчас расширил свои границы до Камчатки и Москвы. Вокал сейчас в тренде, поют все – и у кого есть голос, и у кого его нет. Помню, как на фестиваль для талантливых детей и молодежи «Наш дом. RU» к нам приехало представительное жюри из Екатеринбурга. Послушали, как поют наши дети, и вынесли вердикт: способных много, но вокальную школу нужно усиливать. Собрались мы с коллегами и друзьями и призадумались: что делать? И тут возникла идея: а давайте сделаем вокальный фестиваль! И не как у всех – военно-патриотической песни, а духовно-патриотической. Послали проект в Благотворительный фонд развития Тюмени, и оттуда скоро ответили: «Приезжайте, научим, поможем». Мы обратились к московской певице Анне Бутурлиной, к Наталье Заварзиной из Челябинской оперы с просьбой поддержать вокальную составляющую нашего проекта. Откликнулись и они. И мы сделали настоящий фестиваль-конкурс с заочным и очным турами, с мастер-классами, с выступлениями таких профессионалов, как Даниил Крамер и ансамбль «Мировые песни» Олега Митяева, в котором объединили все вокальные жанры – классику, джаз, фольклор, эстраду.

А в прошлом году, когда город отмечал свое 60-летие, мы осуществили проект, который считаем своей, может быть, самой большой удачей. Он назывался «Снежинск – город молодой». Мы поработали в архивах музея, собрали тех, кто открывал наши кинотеатр «Космос», Дворец культуры «Октябрь», другие учреждения культуры. И сделали им грандиозный подарок в виде музыкально-театрализованного представления, которое нашло отражение в нашей телевизионной программе «Вместе с филармонией».

И ОНИ СКАЖУТ: ДОМА – ЛУЧШЕ!

В какой-то момент мы поняли, что в городе назревает серьезная проблема: музыкальная школа одна, а средний возраст ее преподавателей – 55 лет. Кто придет нам на смену? И тут в 2015 году я как руководитель филармонии получаю предложение от Благотворительного фонда Владимира Спивакова об организации участия наших детей в фестивале «Волшебство звука». Мы с энтузиазмом откликнулись. Написали письмо нашему министру культуры – молчок. Тогда творческий совет филармонии сам сделал рассылки во все творческие школы Челябинской области: приезжайте, привозите своих учеников на фестиваль, который мы проводим в Снежинске. Когда высокое жюри услышало тех детей, что мы собрали, их удивлению не было предела: откуда же здесь столько талантов! Детей тут же пригласили на финал фестиваля в Екатеринбург, где вручили сертификаты на именные стипендии и свидетельства участников концертных программ Фонда Владимира Спивакова, позволяющие принять участие в концертах на лучших площадках Москвы. И вот тогда мы поняли, на какой важный старт вышли в деле воспитания себе преемников.

Мы продолжаем делать все, чтобы наших детей заметили. И результаты есть: снежинцы трижды становились лауреатами конкурса «Волшебство звука», трое получили именные путевки от фонда Олега Митяева в «Артек», одна девочка стала обладателем гранта губернатора Челябинской области. Мы счастливы, что пока все это получается, что дети, которым мы помогли, потихоньку расправляют крылья. Но самое главное – мы видим, как они купаются в культурном пространстве города, которое создает и наша филармония. И надеемся, что когда придет пора выбирать, возвращаться или не возвращаться домой после окончания вузов, многие скажут: да, я поеду, потому что то, что делается здесь в культуре, – это здорово.

На снимках: Звездное трио – Н. Борисоглебский, Е. Мечетина, С. Антонов

Поделиться:

Наверх