Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.09.2015
КОГДА В РУКАХ РЕМЕСЛО
Если бы на карте России мне предложили отыскать место, где живут дальновидные педагоги, я бы стала искать его на острове Сахалин

Оха: самый северный город острова. Возникший в 1925 году как поселок нефтяников, он в 1938-м стал городом. На сегодняшний день здесь проживает почти 28000 человек. Взрослые заняты добычей нефти и рыболовством, а дети, как и положено, мечтают и читают сказки.

ПАМЯТЬ ЗЕМЛИ

Давным-давно, тысячи лет назад, в этих местах жили нивхи (этнически связанные с эвенками, чукчами и другими малыми северными народностями). Чингиз Айтматов посвятил их жизни и быту повесть «Пегий пес, бегущий краем моря»: «…на всем протяжении Охотского побережья, по всему фронту суши и моря шла извечная, неукротимая борьба двух стихий – суша препятствовала движению моря, море не уставало наступать на сушу… Шалые льдины, вышвырнутые на песок, сразу превращались в нелепые беспомощные куски смерзшегося моря. Последующие волны быстро возвращались и уносили их обратно…»

Нивхинскую мифологию отличает удивительное здравомыслие. В их легендах и преданиях упоминаются четыре бога. Три божества, которые олицетворяют лень, болезнь и стихию, отнимают у человека еду, здоровье и жизнь. Четвертый – владыка земли и моря – защищает людей, дарит им знания, навыки и умения. В идее пантеона – великая мудрость: если у тебя в руках ремесло, в суровых условиях Севера ты сможешь выжить. В  Охинской школе искусств – без малого тридцать лет – обучают детей изобразительной грамоте с ориентацией на выбор жизненного пути, профессии. 

ВЫВЕРЕННАЯ ЛИНИЯ РУКОВОДСТВА

За время существования школы сменилось два директора, причем, продолжая дело предшественника, следующий привносил в стратегию развития свое представление о миссии школы. Первым директором была Л.В. Волкова – учитель черчения и рисования, выпускница Орловского педагогического института. Людмила Викторовна выбрала художественно-эстетическое направление в образовательном процессе, прививая творческое мировозрение и отношение к жизни.

Вторым руководителем стал художник-живописец О.В. Носырев. Олег Васильевич расширил круг дисциплин, для чего школа была разделена на три отделения, которые соответствуют трем этапам подготовки. В первые два года обучение имеет развивающее направление. Затем пять лет посвящены академическим предметам и завершаются написанием дипломной работы. На профориентационном отделении учащиеся готовятся к поступлению в высшие и средне-специальные учебные заведения. Обучение выстраивается индивидуально, согласно требованиям для подготовки к поступлению.

В школе есть традиция – устраивать на Рождество чаепитие, на которое собираются и выпускники – студенты вузов. Обязательно привозят подарки, а это студенческие  работы, подробно рассказывают о том, что и как они изучают. Самые интересные проекты преподаватели адаптируют и вводят в учебные программы. Это позволяет подготовить учащихся к вузовским программам.

ЗРИ В КОРЕНЬ!

Стратегия школы искусств нацелена на профориентацию учащихся, на их осознанный выбор профессии дизайнера или архитектора. При поступлении учащихся с острова Сахалин возникает много проблем материального характера, а также ввиду того, что они не успевают пройти обучение на подготовительных курсах. Поэтому задача школы – дать такие знания, умения и навыки, которые обеспечат им поступление в колледжи, институты и университеты. Ее выполнение потребовало от педагогов пересмотра идеологии обучения.

Школа одна из первых в Сахалинской области открыла компьютерный класс и ввела программы по компьютерной графике и дизайну, архитектурной композиции. Внедрение в 2013 году новых образовательных стандартов прошло безболезненно, уже были специалисты и апробированные программы, был опыт работы с базовыми программами в сочетании с инновационными. Потребовалось одно: Татьяне Николаевне Алексеенко, возглавившей школу в 2010 году, пришлось поступить в Хабаровский институт искусств и культуры на отделение менеджмента, чтобы освоить навыки и приемы, которыми должен свободно пользоваться современный директор школы.

НЕ ТЕРЯЯ ОПТИМИЗМА

Новое здание для школы – это мечта жителей города. На момент открытия – в 1988 году – отдельного помещения у ОДШИ № 2 не было: занятия  проходили в трех кабинетах музыкальной школы. Позже художественная школа получила помещение площадью 255 кв. м. Но современные требования к материально-техническому оснащению школы изменились: требуется выставочный зал, библиотека, комната отдыха, многое другое.

Для улучшения материально-технической базы школа пользуется помощью, участвует в грантах. На спонсорские средства закупили школьную мебель, мультимедийное оборудование, этюдники и мольберты, печь для обжига, оснастили классы скульптуры и истории. На губернаторский грант «Библиотека юного художника» приобрели оборудование, где будут находиться учебники, книги, лекции и методические материалы по всем предметам. Преподаватели переводят свои лекции в форму презентаций, что позволяет создать картотеку учебных материалов. Все это поможет учащимся готовиться к занятиям, пока не созданы учебники для школ искусств. 

Поделиться:

Наверх