Изначальная нота, установленная для череды грядущих событий, была, несомненно, ярко звучащей. Прежде всего потому, что первый концерт-пролог сразу установил важные отличительные знаки грядущего форума. Его идея, принадлежащая профессору института И.Ю. Громову, была по своей направленности безусловно новой и смелой. Разумеется, МГИМ им. А.Г. Шнитке, и не в последней степени Шнитке-центр, вот уже почти два десятилетия прикладывает значительные усилия для пропаганды наследия композитора и увековечивания его памяти. В литературу о музыке ХХ столетия давно вошел регулярно издаваемый научный сериал «Альфреду Шнитке посвящается», ныне готовится к изданию 9-й, юбилейный том. Студенты разных специальностей охотно включают в репертуар сочинения «своего композитора».
Однако впервые в таком гигантском объеме мир музыки Шнитке представлен исполнительскими силами студентов института. Практически ни один жанр из наследия мастера не выпал из внимания устроителей фестиваля. Художественно-поэтический театр Шнитке представлен «Желтым звуком» в сопровождении компьютерной графики живописи В. Кандинского. В переложении для камерного оркестра прозвучало «Собранье песен сих» (вторая часть хорового концерта) и Пять фрагментов по картинам Иеронимуса Босха.
Симфоническое наследие было представлено двумя инструментальными концертами, фортепианным и альтовым, сюитами из музыки кинофильма «Мертвые души». Хоровые сочинения, кроме «Собрания песен сих», дополнились духовными хорами и «Голосами природы».
В центр же форума вынесена камерная музыка Шнитке. Трудно поверить, но факт, что весь этот гигантский музыкальный текст был «прочитан» силами студентов, которым очень повезло с преподавателями. Его камерная часть экспонировалась на концерте-прологе, который вызвал большой интерес. Свою позитивную роль сыграло то, что действие пролога начало разворачиваться именно в Московской консерватории, где Шнитке учился в студенческие годы, а затем сам учил творческую молодежь.
Обращало на себя внимание и то, что дебютный показ фестиваля начался в зале, носящем имя Мясковского. Его значительным питомцем был профессор Е.К. Голубев, любимый учитель Альфреда.
Первый камерный концерт включал много редко звучащих произведений, в их числе, например, были Третий квартет (Е. Пушкарева, Н. Пьянкова, Д. Дыньков и Е. Харченко), Три мадригала для сопрано и пяти инструментов (их прекрасно исполнила преподаватель П. Цветкова в сопровождении Ю. Тыркаловой, А. Лемехова, О. Чернявского, Л. Клочкова, Д. Рогозянова; дирижер И. Мокеров).
В тот вечер были показаны Прелюдия памяти Шостаковича для двух скрипок (Т. Тедеев, Т. Мартынова), имеющая такие авторские варианты, как скрипка и магнитофонная лента, скрипка и скрипка-эхо за сценой, а также Посвящение И. Стравинскому, С. Прокофьеву и Д. Шостаковичу для фортепиано в шесть рук (А. Тен, О. и К. Кемовы). Из сочинений, которые более часто появляются на концертной эстраде, звучали ранняя соната № 1 для скрипки и фортепиано (В. Игумнова, А. Рыбальченко). Ярко была исполнена Импровизация и фуга Д. Ястержембской, зарекомендовавшей себя в институте одной из постоянных исполнителей современной музыки, в том числе – Шнитке (на «Декаде» она солировала в фортепианном концерте).
В дни будущего юбилея, в ноябре, в представительном международном фестивале к 80-летию композитора концерты будут идти во многих залах Москвы. В одном из них, в совместном концерте с консерваторцами снова поднимутся на подиум, теперь уже в Большом зале, воспитанники Института Шнитке.
Отметим, что на концерте-прологе побывала сестра композитора Ирина Гарриевна Комарденкова-Шнитке, а на дальнейших мероприятиях форума присутствовала его вдова Ирина Федоровна Шнитке. Необходимость и естественность контактов с семьей Альфреда Гарриевича давно доказали свою творческую результативность.
P.S. Наблюдая рождение «Декады», думалось, что сочетание обретенного профессионализма вкупе с увлеченностью самим процессом исполнения, свойственные молодым, способно составить в ряде случаев конкуренцию мэтрам. Быть может, Чайковский был прав, доверив премьеру «Евгения Онегина» студентам?
Поделиться: