В нынешнем году Детская школа искусств № 6 г.Магнитогорска отмечала свое 30-летие. В беседе с нашим корреспондентом директор школы и преподаватель по классу фортепиано С.В. Дылькова рассказала о некоторых важных направлениях сегодняшней работы педагогического коллектива.
- Светлана Викторовна, импульсом многих ваших начинаний послужила программа, удачно представленная на всероссийском конкурсе «Балакиревский проект». В чем ее идея и каковы результаты внедрения?
- Это - проект «От школы искусств к Центру детского художественного образования», который был задуман в связи со строительством в городе здания для нашей школы. Мы ожидали увеличения площадей, но по окончании стройки здание, к сожалению, нашим не стало. Тем не менее, была напечатана книга (в 2005 году), с которой мы участвовали в конкурсе и за которую получили диплом как за программу, направленную на создание единого музыкально-образовательного пространства, на творческое объединение. Она и стала стержнем нашей работы – работы в коллективных формах.
Мы начали с того, что разработали несколько образовательных проектов. В частности, создали Ассоциацию пианистов-педагогов, которая объединила 30 преподавателей и 60 учащихся разных школ, имеющих высокие результаты в исполнительской деятельности.
Работа ассоциации связана с выделением учащихся в группы исполнительской практики. Исполнительская практика – это тот предмет, который мы даем в школе как дополнительный час для подготовки детей к различным мероприятиям. Таким детям мы также предоставляем консультации – одним словом, разрабатываем индивидуальные программы для каждого ученика. Все эти дети участвуют в открытых академических концертах и технических зачетах, прослушиваниях в Магнитогорской консерватории и просто на нашей школьной базе. Здесь мы не выставляем оценки, а создаем ситуацию праздника. Дети после выступления общаются в непринужденной обстановке - мы организуем чаепитие, а педагоги затем обсуждают, что получилось, какова перспектива каждого ученика, как его вести дальше и так далее.
В рамках ассоциации возник образовательный проект «К новым берегам». Он вобрал в себя фестиваль «Золотой репертуар пианиста», региональный педагогический форум «Созвездие музыкальных мастеров» с мастер-классами профессоров Уральской и Магнитогорской консерваторий, в этом же ряду «Музыкальные фантазии» - исполнительские комментарии к «Детскому альбому» П.Чайковского. Реализация проекта стала возможна после того, как он выиграл грант всероссийской программы «Новый день».
(В апреле 2007 г. в Челябинске состоялась церемония награждения победителей VII Общероссийского конкурса грантов в социальной сфере по Уральскому федеральному округу, на которой проект «К новым берегам» был награжден как «нацеленный на создание нового творческого климата для общения одаренных учащихся инструментальных классов музыкальных школ - школ искусств, на объединение педагогов, готовящих талантливых детей к исполнительской деятельности в процессе совместного поиска высокорезультативных методов работы с лучшими учащимися»).
- Если вернуться к проекту «От школы к Центру…» - какие из заложенных в нем направлений работы реализуются сегодня?
- Главное – коллективная основа деятельности. Коллективность – принцип нашей работы. Каждое отделение школы определено как «коллективное творческое объединение», которое осуществляет собственный образовательный проект с соответствующим названием. Хоровое отделение – «Маленькая страна», струнное – «Симфониана», фортепианное – «Гамма творчества», отделение народных инструментов – «Русская мозаика», духовых – «Золотые фанфары», теоретическое – «Культурологи». Действуют в школе и специальные программы, объединяющие и развивающие наших учеников. Например - «Путешествие в прекрасное». Работает эта программа следующим образом. На теоретическом отделении заранее покупаются билеты на театральные представления, оперные спектакли, в течение года организуются также выходы на концерты, в музеи и так далее. И издается иллюстрированный фотографиями «с мест событий» журнал, в котором дети делятся своими впечатлениями от увиденного и услышанного.
Есть и культурно-просветительский проект «Содружество». Он подразумевает наши концерты в социальных центрах - «Милосердие» и «Забота». Работает «Школа молодого педагога», которую ведет у нас профессор Магнитогорской консерватории Ю.Г. Писаренко. Работают также и программы поддержки одаренных детей и лучших учащихся – «Звездный Олимп» и «Новые имена».
Еще один проект называется «Воспитание творчеством». В него включены семьи учеников. Это – семейная ансамблевая игра. Я со своим сыном тоже участвую в этом проекте. Мы не только музицируем, мы беседуем на различные темы – музыка, психология. Вопросов возникает множество: в чем необходимо ограничивать ребенка, а в чем его ограничивать нельзя и от чего зависят эти ограничения. В данном случае мы опираемся на методику Шалвы Александровича Амонашвили.
У нас сформировалась группа инициативных родителей. Мы даже создали самостоятельное учебное объединение «Музыкальный альянс», возглавляемое родителями. Его цель – предложить те образовательные услуги, которые выходят за рамки школьной программы. Например - обучение взрослых. У нас это востребовано, особенно в среде молодежи. Эстрадный и академический вокал, гитара, фортепиано – вот то, что люди хотели бы освоить. На бюджетной основе, разумеется, мы не можем обеспечить такое обучение. Все это платные услуги, как и обучение дошкольников - раннее эстетическое развитие малышей, начиная с двух лет.
- Какие из событий прошедшего учебного года вам особенно приятно вспомнить в начале нового года?
- Конечно, это торжества по случаю 30-летия школы – нашего юбилея, совпавшего с 80-летием Магнитогорска. Двум датам мы посвятили большой фестиваль, проходивший с февраля по июнь.
Фестиваль назывался «Музыкальные приношения», а его главным событием стала июньская «Детская ассамблея искусств», посвященная деятельности Б.Л. Яворского - знаменитого музыкального ученого, просветителя, реформатора системы музыкального образования. Педагогические принципы Яворского оказали огромное воздействие на становление музыкального образования в Магнитогорске, где работала плеяда его учеников. Это, прежде всего, идеи интеграции в музыкальном образовании, дифференцированного подхода к обучению, которые и сегодня представляют огромную ценность.
Мы стремились к тому, чтобы максимально расширить число участников торжеств. Заранее напечатали книжечку с перечнем всех мероприятий «Музыкальных приношений», и в результате их участниками стали далеко не только наши ученики – всего около 300 человек.
Началом «Музыкальных приношений» стала «Баховская зима» - февральский концерт из произведений И.С. Баха, вокальных и инструментальных. В марте состоялась «Творческая мастерская». Такие «мастерские» - мастер-классы – мы проводим регулярно. На сей раз была встреча с маэстро Алексеем Игоревичем Букреевым – пианистом, профессором Уральской консерватории, с которым мы сотрудничаем уже давно.
В апреле прошел семинар по эстетическому воспитанию дошкольников и фестиваль «Музыкальный перепляс». В течение года мы занимались с малышами постановками музыкальных сказок и теперь решили представить их вместе с выступлениями шумовых оркестров, ансамбля скрипачей дошкольников и вокальными номерами.
В мае был фестиваль народников «Русская мозаика» - с мастер-классами и концертом дуэта Герасимовых - и традиционный фестиваль пианистов «Мы любим музыку».
Последнее событие – самое яркое: трехдневное июньское мероприятие. Сначала - детская конференция. Дети из разных школ читали собственные стихи, демонстрировали интересные фоторепортажи, сочиненные музыкальные кроссворды, звучала бардовская песня, были и выступления на такие темы, как: «Профессия – преподаватель музыкальной школы», «Мой любимый педагог». Участвовали и местные композиторы, у которых дети брали интервью. По-моему, получилось интересно, ново.
Во второй день июньских «Музыкальных приношений» в зале филармонии мы организовали необычное представление под названием «Номинация «Грани», на котором дети из разных и не только музыкальных школ выступали в нескольких ипостасях. Предположим, ребенок выходит на сцену: сразу идет его слайдовая презентация, звучит объемная характеристика – например, чем он занимается, кроме музыки. Многие танцуют, рисуют и так далее. Если ребенок занимается художественной гимнастикой и играет на скрипке и фортепиано – он представляет гимнастический номер, потом играет на скрипке и фортепиано. Или - он занимается бальными танцами и играет на фортепиано: следовательно, он демонстрирует оба своих умения. И так далее. Получилось настоящее шоу, которое очень понравилось и взрослым, и юным зрителям. Заключением же этого пышного торжества и фестиваля «Музыкальные приношения» к юбилею школы и города стал концерт наших учеников.
Коллектив педагогов ДШИ № 6 г. Магнитогорска, проанализировав опыт своей работы и познакомившись с разнообразными новыми инициативами в области детской музыкальной педагогики, в течение последних пяти лет ведет поиск все более эффективных форм образовательной и воспитательной деятельности. В результате в школе сформировались десять взаимосвязанных направлений:
- Интеграция разных форм педагогического воздействия на ученика (имеются в виду все предметы музыкально-образовательного цикла) через создание особой системы информации и учета успешности учебной деятельности каждого ученика.
- Диагностика продуктивности учебного процесса как на индивидуальном, так и на коллективном уровне через проведение оценочных срезов на уровне 2, 4 и 6 классов.
- Введение особой программы художественного развития ученика, направленной на синтез искусств и на пробуждение у учащихся способности определять в каждом конкретном произведении свое видение образного значения авторского высказывания.
- Обязательное использование коллективного музицирования во всех возможных формах (оркестры, ансамбли, хоры в разных их модификациях) как ведущего направления музыкальной учебной деятельности, пробуждающей способность и склонность к художественному творчеству.
- Создание учебно-педагогической ассоциации, имеющей своей целью объединение лучших, расположенных к активной творческой деятельности учащихся и привлечение их к концертной и коллективной учебно-педагогической деятельности в разных формах.
- Определение исполнительской деятельности учащихся как обязательного завершающего этапа всех видов исполнительской подготовки. В связи с этим все учащиеся должны участвовать в концертах школы и городских концертах, для чего разработаны культурно-просветительские проекты.
- Постоянное взаимодействие с близлежащими образовательными учреждениями и организация в них досуговой деятельности детей. сегодня ДШИ № 6 работает в четырех общеобразовательных школах, занятия проводятся по учебному плану школы искусств.
- Разработка системы воспитательной работы в школе через творческие программы («Путешествие в мир искусства», «Воспитание творчеством», «Воспитание музыкой» и др.).
- Создание интегрированной программы для групп раннего эстетического развития и подготовки детей в школу. Организация семинаров-практикумов для преподавателей, занимающихся с детьми дошкольного возраста.
- Создание благоприятной творческой атмосферы классного коллектива, позволяющей ученикам проявить интерес к музыкальным занятиям.
Поделиться: