Top.Mail.Ru
АРХИВ
10.09.2013
ДЕНИС ШАПОВАЛОВ ПОКОРИЛ СЕРБОВ

В начале июля в Белграде прошел X Международный виолончельный фестиваль, который венчал гала-концерт с участием Д. Шаповалова

Программа гала-концерта включала шесть произведений, в том числе две мировые премьеры. Исполнители – камерный оркестр Belgrade strings и три звезды сербского виолончельного искусства разных поколений: арт-директоры фестиваля – профессор Музыкальной академии Белграда Сандра Белич и яркий музыкант Драган Джорджевич, а также молодой лауреат Неманя Станкович. Во главе события встал известный российский виолончелист Денис Шаповалов, выступавший как солист и дирижер.

… Было очень интересно наблюдать за работой Шаповалова на репетициях. К оркестрантам он обращался по имени, разговаривая на смеси русского, английского и сербского, и с большим вниманием относился к пожеланиям музыкантов, подробно останавливаясь на всех местах в партитуре, вызывавших сомнения…

«Я впервые выступал в Белграде и, конечно, чувствовал большую ответственность, – признался Денис. – Кроме чисто музыкальных сложностей, конечно, стояли очень важные психологические задачи, от которых результат зависит не меньше. Работая с камерным оркестром, нужно находить общий язык с каждым. Мне предстояло аккомпанировать трем солистам, и, конечно, каждый из них чувствует себя ключевой фигурой. Дирижер должен всегда учитывать пожелания солиста, а в контексте неизвестных произведений это особенно важно и сложно. Но у нас все получилось».

Специально для юбилея фестиваля была заказана пьеса начинающему сербскому композитору – 20-летнему Марко Ковачу. Его пятиминутное сочинение оказалось непростым и заняло львиную долю репетиционного времени. Денис Шаповалов проявил необыкновенную работоспособность и требовал того же от оркестра. Сандра Белич заметила, что он «чересчур тщателен» и, репетируя, отдает слишком много сил. Зато к концу двух дней шестичасовых репетиций оркестр и дирижер представляли собой единый сложившийся ансамбль с высокой степенью взаимопонимания.

«Как у солиста у меня давно сформировались четкие критерии в работе над произведениями, и если я чувствую, что нужного уровня еще не достиг, – на сцену не выхожу. Ту же схему я переношу и на работу с оркестром», – сказал Денис.

5 июля атриум Народного музея в Белграде был переполнен.

Концерт открыла премьера пьесы Марко Ковача – Сказки для виолончели и 14 струнных «Аждая и царев сын». Денис Шаповалов в качестве дирижера проявил себя настоящим профессионалом: размер в этом сочинении менялся каждые два такта, а партия солиста (Н. Станкович) диссонировала оркестру. Однако в итоге исполнителям удалось оставить яркое впечатление.

Соната для двух виолончелей и фортепиано Генделя прозвучала по-новому в сопровождении струнных. Дирижер деликатно аккомпанировал солистам (С. Белич и Н. Станкович) – оркестр звучал мягко, без форсирования, что было особенно ценно при выступлении в гулком зале. Вообще, Шаповалов оказался очень органичным в роли дирижера – его исполнительское мастерство в полной мере проявилось и в этой ипостаси. Музыкальность, тонкость, экспрессия и уверенность виолончелиста на сцене дополняет теперь и властный дирижерский жест.

Способность совмещать в одном концерте обе роли – дирижера и солиста – дается далеко не каждому, но Шаповалов легко менял амплуа на протяжении вечера. В конце первого отделения он виртуозно исполнил концерт Гайдна, одновременно играя и дирижируя, чем окончательно покорил слушателей. Во втором отделении прозвучала еще одна премьера – виолончельный концерт английского композитора Нимрода Боренштайна, который уверенно и эмоционально сыграла хозяйка фестиваля Сандра Белич. Публика очень тепло приняла произведение – ему, несомненно, уготована долгая концертная жизнь.

Завершал вечер популярный Концерт для двух виолончелей Вивальди в исполнении Драгана Джорджевича и Дениса Шаповалова. Оба музыканта проявили себя тонкими ансамблистами – создалось впечатление, что вместе они играют много лет, хотя познакомились за два дня до концерта. Глубокое исполнение второй, хоральной, части сменилось легким искрометным финалом: переглядываясь и улыбаясь, музыканты «заигрывали» с оркестром, при этом не теряя виртуозности. Глядя на них, было понятно, что значит получать настоящее удовольствие от существования на сцене. Зал аплодировал стоя. Все исполнители гала-концерта, выйдя на сцену, были награждены овациями. Денис Шаповалов заслуженно стал героем вечера – его талант и харизма покорили сербов по обе стороны рампы. История Белградского виолончельного фестиваля пополнилась еще одним ярким событием.

Автор:
Танкус Ц.

Поделиться:

Наверх