9 декабря в Большом зале Союза композиторов Москвы состоялся концерт с участием заслуженного артиста России, профессора МГИМ им. А.Г. Шнитке Михаила Курицкого. Прозвучали сочинения отечественных композиторов XX века, написанные для виолончели соло, в дуэте с фортепиано и для фортепианного трио, в котором, как известно, партия виолончели всегда предельно явственна.
Виолончельное искусство в XX веке представляла плеяда выдающихся отечественных исполнителей. И это был наилучший стимул для композиторов, чтобы создавать произведения различных жанров и форм для виолончели солирующей или ансамблирующей. Их много, и большая их часть создавалась в сотворчестве композитора и исполнителя. Например, Альфред Шнитке, написавший для виолончели два концерта и две сонаты, высказал примечательную мысль о том, что суть произведения прямо зависит от того, кому оно предназначено. Шнитке признавался, что когда он пишет для Натальи Гутман, то рождается один тип виолончельной музыки, а когда для Мстислава Ростроповича, то возникает музыка совершенно иного содержания. Происходит это потому, что композитор в своем сочинении как бы воплощает стиль игры исполнителя. Так реализуется это очень важное сотворчество двух музыкантов – композитора и исполнителя, которое сообщает каждому новому произведению черты особой индивидуальности исполнителя как лидера творческого процесса.
На декабрьском концерте роль исполнителя-лидера принадлежала Михаилу Курицкому. В первом отделении прозвучали сочинения петербургских композиторов: соната «Dolorosa» Григория Корчмара, «Три романтические поэмы» для виолончели и фортепиано Геннадия Белова и Соната для виолончели и фортепиано Сергея Слонимского.
Соната Г.Корчмара, автора более 100 произведений, в числе которых оперы, симфонии, вокальные и инструментальные сочинения, написана в 1990 году и посвящена памяти безвременно ушедшего из жизни талантливого музыканта Михаила Кушнера. Как и романтические поэмы Г.Белова, сочинение создано в опоре на те традиции виолончельного исполнительства, которые были заложены и утвердились в первой половине XX века. Иное у Сергея Слонимского, мастера, работающего буквально во всех жанрах - от симфоний и опер (ныне он автор уже 27 симфоний и 8 опер) до произведений для разных солирующих инструментов. С.Слонимский - из тех музыкантов, которые традицию соединяют с современностью. В частности, он изобретает новые принципы инструментальной игры. Его Соната для виолончели и фортепиано, написанная в 1986 году, стала осуществлением давней мечты – привнести новые технологии, принципы исполнения и звучания в виолончельное исполнительство.
Второе отделение концерта было задумано Михаилом Курицким как монографическое и посвящалось Альфреду Шнитке в связи с отмечавшимся в ноябре 75-летием со дня рождения композитора. Маэстро представил публике «Импровизацию для виолончели соло» и адресованную Мстиславу Ростроповичу Сонату для виолончели и фортепиано – сочинения сложные и виртуозные. Завершало концерт трио для традиционного состава: скрипки, виолончели и фортепиано.
Участниками концерта были пианист Олег Мусорин и скрипач Леонид поляков. Ольег Чарович Мусорин - так же, как и Михаил Лазаревич Курицкий, ведет не только концертную, но и педагогическую деятельность. Леонид Поляков – музыкант молодой: лауреат международных конкурсов, он является выпускником МГИМ им. А.Г. Шнитке по классу народного артиста России В.Пикайзена.
Исполнительское мастерство участников ансамбля позволяет назвать его блистательным. Каждый играл с большой отдачей, демонстрируя лучшие свои качества – яркий артистизм и тонкое проникновение в стиль исполняемых произведений.
Поделиться: