Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.11.2013
«АСТАНА ОПЕРА» – ТЕАТР НА ВЕКА

«Мировая премьера театра» – именно так в столице Казахстана назвали программу торжеств, посвященных международной презентации бренда «Астана Опера». Свой первый сезон «Астана Опера» начала премьерой новой постановки оперы Верди «Аттила».

Здание театра одинаково поражает грандиозностью и архитектурным изяществом. С фасада оно кажется возрожденным Парфеноном: двускатный фронтон, увенчанный квадригой с сакской царицей Томирис, поддерживается внешним нефом стройных колонн. Интерьеры завораживают красотой, залы восхищают акустикой. Этот театр возник не на пустом месте, он – прекрасное завершение логической цепочки исторических событий. О строительстве и планах становления театра корреспонденту «Играем с начала» рассказал директор «Астана Оперы», композитор Толеген Мухамеджанов.

Толеген Мухамеджанович, в Астане ведь когда-то уже был оперный театр.

– Да. И без предыстории здесь не обойтись. Я приехал сюда – тогда еще в Акмолу – в январе 1998 года, получив назначение заместителя акима города. Уже в мае Акмола была переименована в Астану, а еще через год – на День независимости 16 декабря 1999 года – здешними силами мы подготовили концерт. Наш президент был поражен тем, что из Алматы мы не пригласили ни одного артиста. И тогда он поставил новую задачу – создать театр оперы и балета. Постановление правительства на этот счет вышло в феврале 2000 года, а уже в октябре тремя спектаклями – операми «Биржан и Сара» Толебаева, «Травиата» Верди, а также балетом «Лебединое озеро» Чайковского – Театр оперы и балета им. Куляш Байсеитовой распахнул свои двери публике.

Его вместимость в здании бывшего Дворца железнодорожников была небольшой, около 400 человек, но для тех, кто стоял у истоков первого музыкального театра в Астане, это было удивительное время, период подлинного энтузиазма – темпы созидания были просто реактивными. Если учесть, что в Астане не было тогда ни одного артиста балета, ни одного артиста хора, появление здесь музыкального театра можно с полным основанием занести в Книгу рекордов Гиннеса. Родившись, труппа стала жить полноценной жизнью, выпускать премьеры: это действительно был настоящий театр оперы и балета.

Почему же тогда возникла идея строительства нового музыкального театра?

– В первую очередь из-за весьма динамичного развития столицы: стало ясно, что Театр оперы и балета им. К. Байсеитовой, сыграв важную роль в становлении музыкальной жизни Астаны, уже не мог соответствовать запросам времени. Когда я только приехал сюда, население города составляло 217 тысяч, сейчас оно уже превосходит 900 тысяч, то есть выросло более чем в четыре раза. Так что идея превращения Астаны в новый культурный центр, отвечающий интересам своих жителей, была продиктована самим ходом истории. Наш президент вынашивал ее на протяжении многих лет. Приезжая в ту или иную страну, он обязательно посещал оперный театр, и в результате эскиз здания нового театра он набросал собственной рукой. Беджет Паколли, основатель и владелец швейцарской компании «Мабетекс», выигравшей тендер на строительство театра «Астана Опера», так и говорит: «Официально я являюсь автором этого проекта, но первый его зодчий – президент Республики Казахстан».

Над внешним обликом и интерьерами театра трудилась большая интернациональная команда архитекторов, строителей и специалистов из 33 стран. На стадии практического осуществления проекта Нурсултан Назарбаев постоянно вносил свои коррективы, будь то элементы внутреннего декора или высота главного театрального фойе, которую увеличили по его предложению. То, что мы видим сегодня, это реализация его прекрасной созидательной мечты. Строительство театра заняло около трех лет, на него ушло 320 миллионов долларов. Например, в главном фойе пол, стены, декоративные панели и витые мраморные лестницы отделаны наборным сицилийским мрамором.

Мрамор обрабатывался в Астане?

– Нет, в Италии, а к нам прибывали необходимые согласно проекту конструкции, которые собирались уже на месте. Результатом кропотливой работы итальянских мастеров стала настоящая «мраморная сказка» главного фойе. Весь его декор основан на наших национальных узорах, что наполняет пространство театра полынным запахом казахстанских степей. По обе стороны от входа – пейзажи нашей природы: окрестности Бурабая, курортной жемчужины Казахстана, и прекрасные виды каньона Чарын. Всё это подчеркивает разнообразие природы и традиций нашей страны, показывает, насколько сильно в нашем народе всегда были развиты декоративные промыслы, удивительно тонкая ручная выделка украшений и орнаментов с использованием драгоценных камней и смальты. Те же мотивы и в классическом красно-золотом декоре зрительного зала, в его необычно спроектированных ниспадающих каскадах лож-балконов.

Мрамор – вечный камень, и дух казахской культуры он вобрал в себя наиболее полно. Мрамор – натуральный камень, не подделка. Он веками лежал в недрах земли, а теперь веками будет стоять воплощенным в здании театра, ведь и снаружи театр также отделан специально обработанным сицилийским мрамором. Валерий Гергиев – он в первый вечер дирижировал оперой «Аттила», – увидев наш театр, сказал, что он построен на века.

Каковы прокатные и технические возможности театра «Астана Опера»?

– У нас два зрительных зала. Большой зал рассчитан на 1250 мест. Внушительные размеры его сцены – одна из достопримечательностей театра. Основная сцена имеет два боковых кармана и арьерсцену, а машинерия на основе новейших театральных технологий XXI века дает возможность готовить сценографию сразу трех актов. Всё, что сегодня можно сделать на лучших оперных сценах мира в плане сценографии и света, теперь легко можно сделать и у нас. Камерный зал рассчитан на 250 мест. Акустика обоих залов великолепна, одна из лучших в мире. Голоса певцов звучат в них объемно, насыщенно, легко достигая любой точки зрительского пространства. Для любого певца, мечтающего петь на хорошей сцене с хорошей акустикой, наш театр предстает весьма привлекательным.

Новый театр – новая руководящая и творческая команда. С чего начинали вы?

– Я был назначен на должность директора 31 октября прошлого года и к формированию труппы подходил &laquostep by step». Я начинал с нуля – с создания административной группы, с решения важных уставных и юридических вопросов, с выработки самой сути задач и миссии театра, который, по задумке президента, должен был стать одним из брендов национальной культуры. По его поручению я разработал концепцию нового театра. Президент ее поддержал, а постановление правительства о создании театра «Астана Опера» закрепило ее законодательно. Сегодня мы существуем не как государственная структура, а как акционерное общество, что позволяет наиболее оптимально формировать составы творческих коллективов, решать вопросы социальной политики, достойной оплаты труда своих артистов, а также приглашать мастеров музыкального театра со всего мира.

Хорошая зарплата – основа основ формирования нашей труппы. В своей концепции я принципиально выступил за то, что человек, попавший в творческую команду нашего театра, должен работать только в нем, делая свою творческую отдачу по отношению к театру максимально качественной. Так что ни один из наших артистов никаких совмещений не имеет, но зато в самом театре возможность полного творческого самовыражения открыта для всех. И это очень хорошо показал недавний концерт в Камерном зале, в котором не только певцы-солисты, но и оркестровые музыканты, выступавшие сольно и в ансамблях, действительно показали себя с самой лучшей профессиональной стороны.

Здоровый творческий процесс зависит от целого ряда не только творческих, но и вспомогательных составляющих театрального дела. На первом месте должно быть творчество, а не закулисные сплетни. В силу этого с каждым сотрудником – будь то мой заместитель или руководитель какого-либо творческого коллектива, солист оперы или артист кордебалета, рабочий сцены или водитель нашего паркинга – при заключении контракта я встречался персонально и каждому говорил то, что хочу именно от него.

Сегодня труппа сформирована полностью?

– Оркестр, хор и балет укомплектованы на 90 процентов. Оперная труппа сформирована полностью. Кастинг всех категорий артистов проводился на основе конкурса, через который успешно прошли и многие артисты прежнего музыкального театра. Вердикт выносился независимым компетентным жюри, в которое входили представители многих театров мира: московского Большого, Мариинского, «Ла Скала», других итальянских, а также французских и немецких театров. Единственный критерий, по которому мы принимаем артистов в театр, это талант. На открытые пока вакансии будем объявлять дополнительный конкурс.

Каковы приоритеты репертуарной политики на ближайшее будущее?

– Это репертуар, выдержавший проверку временем. Экспериментировать не будем до тех пор, пока прочно не встанем на ноги. На первом этапе важно приобрести своего зрителя. И в этом смысле популярный классический репертуар – весьма хороший союзник. Профессиональный рост труппы как раз и возможен лишь на таком репертуаре. А для большей скорости этого роста мы и впредь намерены приглашать зарубежных постановщиков, как мы сделали это сейчас, пригласив на постановку «Аттилы» известного итальянского режиссера Пьера Луиджи Пицци. Это полностью международный проект: певцы-солисты в нем также были зарубежные. Именно на такой базе, причем для интеграции в мировое оперное пространство исполняя все оперы на языке оригинала, мы и будем растить собственные кадры – не только певческие, но и постановочные.

Мы молоды, но амбициозны, мы хотим стать театром международного уровня. И я надеюсь, что прогноз В. Гергиева на этот счет оправдается. Уже сегодня история повторяется на новом витке: этим летом открытие театра «Астана Опера» для страны состоялось оперой «Биржан и Сара» Толебаева (постановка Юрия Александрова). Затем последовал балет «Спящая красавица» Чайковского в постановке Юрия Григоровича. Без оперы Верди не обошлось и на сей раз, но уже в рамках международной презентации. Все три спектакля, в том числе и «Аттила», сохранятся в нашем репертуаре. Оперу «Аттила», которую мы представляли на мировой премьере театра, В. Гергиев уже предложил поставить в Санкт-Петербурге на новой сцене Мариинского театра. Желание увидеть нашу труппу на своей сцене высказал и прибывший в Астану президент лондонского театра «Ковент-Гарден» Саймон Роби. Принципиально осознанным шагом стало то, что наш театр, едва родившись, сразу же вступил в ассоциацию «Опера Европа». И сегодня мы всячески стремимся к тому, чтобы бренд «Астана Опера» стал известным во всем мире.

Поделиться:

Наверх