Арфа – один из старейших в истории человечества музыкальных инструментов. Древний предок арфы – лира, атрибут легендарных певцов и богов, в руках которых ее струны обладали мистической силой. В XIX веке любимая аристократами арфа на концертной эстраде потерпела поражение от обладающего большими техническими и динамическими ресурсами фортепиано, почти сойдя со сцены в своем сольном амплуа и спрятавшись в недрах симфонического оркестра. Однако по-прежнему звучание арфы особым образом воздействует на публику – одним из доказательств тому стал новый фестиваль в Петербурге.
Фестиваль объединил арфистов разных возрастов и рангов и стал музыкальным приношением памяти столь много сделавшей для Мариинского театра Йоко Нагаи Ческины – супруге итальянского графа, талантливой японской арфистке, которая оставила музыкальную карьеру и, став наследницей большого состояния, занялась благотворительностью в сфере искусства. Один из лучших не только в России, но в мире по акустическим условиям Концертный зал Мариинского театра был построен во многом благодаря финансовой помощи Йоко, и именно на его сцене прошло открытие и закрытие фестиваля.
Идейным вдохновителем и организатором фестиваля, а также его активной участницей стала артистка оркестра Мариинского театра Софья Кипрская, выпускница по классу арфы Санкт-Петербургской консерватории. В программах концертов было решено сделать акцент на петербургской арфовой школе, ярким представителем которой по праву считается немец Альберт Цабель. Он приехал в Россию по приглашению дирекции Императорских театров, больше полувека проработал в оркестре Мариинского театра (это для него писал арфовые соло в своих балетах и операх П.И. Чайковский), стал первым профессором по классу арфы открытой в 1862 году Петербургской консерватории.
Цабель был известен и как мастеровитый композитор, создавший несколько сольных виртуозных пьес и написавший в 1904 году большой – в романтическом стиле – Концерт для арфы с оркестром до минор. Это монументальное и пафосное сочинение, требующее серьезнейшей технической выучки, можно было услышать на закрытии фестиваля 5 апреля в исполнении Софьи Кипрской и оркестра Мариинского театра. Дирижировавший концертом Павел Смелков специально сделал облегченную оркестровую версию оригинальной партитуры, чтобы массивная, почти вагнеровская медь не заглушала нежный трепет арфовых струн. Несмотря на то что по времени создания концерт Цабеля – современник Второго фортепианного концерта Рахманинова, по стилю знаменитый арфист больше ориентировался на Чайковского, не позволяя себе «модернистских вольностей». Интереснее всего получилась вторая, медленная часть, где переклички между солирующей арфой и духовыми в оркестре сразу же вызвали в памяти знаменитый мифический диалог между Орфеем и фуриями ада, смилостивившимися в конце концов над божественным певцом.
В одном отделении с музыкой Цабеля прозвучало еще одно редкое произведение – созданный на сто лет раньше Концерт для арфы с оркестром до мажор Франсуа Буальдьё. Этот популярный в свое время оперный композитор, работавший несколько лет в Петербурге и пользовавшийся симпатией у Александра I, в своей музыке больше ориентировался на галантный стиль и придерживающихся его классиков с их пристальным вниманием к штрихам и нюансам. Виртуозные, почти вокальные фиоритуры на арфе выигрывала артистка Израильского филармонического оркестра Юлия Ровинская, помимо солистки выступившая на фестивале также в качестве руководителя прошедшего в Зале Мусоргского мастер-класса для молодых музыкантов. Еще один мастер-класс провела опытнейший музыкант Мариинки Одарка Вощак, поделившаяся секретами исполнения оркестровых трудностей.
Участвовавшие в мастер-классах юные музыканты наряду с мэтрами выступили на большом концерте 2 апреля, носившем название «Арфа через века: начиная с Галилея». Программа была составлена таким образом, что средневековые танцы и «Сальтарелло» Винченцо Галилея сыграла заслуженная артистка России, профессор консерватории Ирина Донская-Тищенко, а маленькие пьесы из цикла «Хайку» современного композитора Сьюзен Макдоналд исполнил самый юный артист Петр Кашпурин.
Не обошлось и без премьер. На открытии фестиваля наряду с сочинениями классиков впервые прозвучало печально-медитативное «Элегическое концертино» для арфы и струнного квартета петербургского пианиста и композитора Эдуарда Кипрского, а на концерте 2 апреля впервые в России после долгих лет забвения было сыграно Трио для скрипки, альта и арфа Жана-Батиста Кардона, учителя и музыкального наставника императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I). Ноты этого сочинения в составе царской музыкальной библиотеки попали в конце 1930-х годов из Эрмитажа в Кабинет рукописей Российского института истории искусств, однако партии скрипки и альта оказались утерянными и были найдены в процессе подготовки фестиваля в одной из библиотек США.
Фестиваль завершился исполнением знаменитого «Гимна великого города» Рейнгольда Глиэра в обработке Андреса Измайлова для десяти арф. Под величественные аккорды, хорошо знакомые многим и каждому, кто отправляется в Москву на скоростных поездах, зал, не сговариваясь, встал, выразив свое искреннее восхищение и почтение как музыкантам, так и Петербургу, красивейшему городу мира и важному хранителю общечеловеческой культуры.
На фото С. Кипрская
Фото Наташи Разиной
Поделиться: