Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.08.2011
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ДЕТЕЙ
В начале июня в Музыкальном театре Республики Карелия прозвучала кантата Бенджамина Бриттена «Крестовый поход детей». Этот концерт стал заключительным этапом проекта «ФенноСкандия», объединившим юных и взрослых исполнителей Петрозаводска и Петербурга. Инициаторами выступили дирижер Музыкального театра РК Сергей Иньков и художественный руководитель Оперного театра детей имени Галины Вишневской Николай Романов (Санкт-Петербург). Исполняли кантату два петрозаводских коллектива – концертный хор «Подснежник» (Детская школа искусств, руководитель - Юлия Михневич) и образцовый коллектив России хор «Лаулу» (Детская музыкально-хоровая школа, руководитель - Марина Богданова), а также артисты петербургского Оперного театра детей. Дирижировал юными хористами Николай Романов.

…Кантата «Крестовый поход детей» посвящена событиям Второй мировой войны. Действие происходит в Польше 1939 года. Потерявшие своих родителей дети пытаются скрыться от ужасов войны. Они формируют свой отряд, чтобы найти на Земле место, «где был бы мир». Композиционный план сочинения выстроен таким образом, что «панорамные сцены», в которых хор выступает в роли рассказчика и вместе с тем является главным героем повествования, чередуются с «крупными планами» - музыкальными портретами в исполнении солистов. Глубокое по содержанию произведение (автором литературного текста является Бертольд Брехт) представляет собой модель несовершенного взрослого мира, в котором страдают дети.

Практически весь учебный год хоры «Подснежник» и «Лаулу» работали над этим сложнейшим произведением, требующим предельной концентрации внимания. Им пришлось осваивать музыку XX века с множеством диссонансов, сложных ритмических рисунков и вокальных интонаций, к тому же в партии хора практически нет инструментальной поддержки. Поначалу складывалось впечатление, что эта кантата - хаотическое нагромождение нот, и выучить ее – невыполнимая миссия для юных музыкантов. Но шаг за шагом, при вдумчивой проработке деталей и постепенном погружении в мир музыкальных образов отношение к кантате менялось: язык сочинения становился все более понятным и даже сделался «родным».

«Я мечтал об исполнении кантаты Бриттена 12 лет - с того момента, как, будучи студентом консерватории, написал по ней дипломную работу, - рассказывает дирижер Николай Романов. - Однако в Петербурге не так много хоров, способных справиться с этой музыкой, хотя, на мой взгляд, она не такая уж сложная, а коллективы на ней здорово вырастают. Позднее я узнал от своих коллег, что в Петрозаводске есть хоры, способные исполнить «Крестовый поход детей». И во время работы с ними сам убедился, что «Подснежник» и «Лаулу» - действительно прекрасные коллективы с большим потенциалом».

Сначала кантата - точнее, поэма для хора, солистов, двух роялей, органа и группы ударных инструментов - прозвучала в финском городе Иматра. Российская премьера сочинения состоялась 17 апреля в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. А в июне его услышали и в Петрозаводске. «Зрелищно и масштабно! Очень понравились солисты. Удивительно, что дети могут так петь. Настоящие профессиональные артисты». Подобных отзывов - большинство, хотя, конечно, были на исполнении в Петрозаводске и те, кто, увы, не воспринял музыкальный язык Бриттена. Концертмейстер хора «Подснежник» Наталья Кириллова так комментирует полярность мнений слушателей: «О вкусах не спорят. Лично мне сочинение Бриттена кажется очень мелодичным и абсолютно логичным. Просто оно предназначено не для услады слуха, не для развлечения и приятного отдыха. Кантата требует от слушателей большой внутренней работы, глубокого погружения в тему. Чтобы до конца понять это драматическое произведение, его нужно прослушать не один раз».

На премьере кантаты присутствовала Елена Савина, молодой карельский композитор. «Кантата меня просто потрясла! - говорит Елена Анатольевна. - Ничто не сможет так тронуть сердце, как крики детей. Особенно сильное впечатление это производит в контексте сложного современного музыкального языка и взрывной мощи ударных инструментов. Откровением стали наши дети и их руководители. Удивительно, что такую высокую планку взяли именно детские коллективы в Петрозаводске. Они успешно конкурируют с профессиональными взрослыми коллективами».

«Когда я впервые увидела ноты и услышала запись, я подумала, что ни за что на свете не смогу это спеть, но постепенно необычная мелодия улеглась в моей голове, - признается Надежда Путешова, участница хора «Лаулу». «Впечатление от концерта в театре просто ошеломляющее, - говорит еще одна участница исполнения Полина Храмцова. - Мне кажется, стоя на этой сцене, каждый из нас почувствовал себя профессиональным артистом, это действительно здорово. До сих пор не могу поверить, что мы спели это произведение. А сколько было работы!.. Благодаря этому проекту, я развила в себе терпение и трудолюбие и, конечно, приобрела новый сценический опыт, как и все участницы нашего коллектива. А еще на глазах выросло качество вокала в нашем «Подснежнике», и это радует!»

После концерта дирижер Сергей Иньков признался всем его участникам в своем желании продолжить сотрудничество: «Музыка Бриттена очень интересная, и мне бы хотелось, чтобы она и дальше звучала в концертных залах». Такая перспектива - самая правильная.

Поделиться:

Наверх