Можно ли создать универсальную технологию? Ответу на этот вопрос посвящена статья преподавателя по классу медных духовых инструментов ДМШ № 22 Санкт-Петербурга В.Н. Говора – доктора философии, автора «сферозвуковой технологии», или – волшебного ключа ко всем духовым инструментам. Разрабатывая новую методологию, В.Н. Говор – в прошлом трубач симфонического оркестра, затем преподаватель в учебных заведениях среднего и высшего звена – имел своей целью воспитание человека «не как винтика в социуме, а как творческой личности», для чего, по его мнению, и требуется системный – технологический подход.
1. На каких принципах может родиться универсальная технология?
Любые сложившиеся системы обучения необычайно живучи. С одной стороны, они очень неповоротливы, но одновременно обладают удивительной способностью мимикрировать – подстраиваться под выдвигаемые временем и высшим начальством требования, когда чувствуют для себя некую опасность. Вот тогда реакция моментальная: «Требуются инновации в образовании. Никто не знает, что это за зверь, но шкуру найдем и нарядимся в нее». Важно, как в прежние времена, успеть среагировать, «взять под козырек» и отрапортовать. А что касается сути понятия «инновационные технологии», не говоря уже о степени их наукоемкости, новизны, практической эффективности и перспективности для того же общего или дополнительного образования, то об этом даже подумать недосуг.
Чтобы выйти на уровень природосообразного, творческого (а точнее, гармоничного) развития личности на всех ступенях образования-воспитания, в отличие от формализованного и заорганизованного процесса, все еще имеющего место в общем и дополнительном образовании, следует, по словам председателя совета директоров петербургских школ Я.Турбовского, «создать новую концептуальную модель образования в России на основе отечественных национальных традиций. И начать необходимо с изменения содержания в системе подготовки учителей нового поколения – с новым мировоззрением и ориентированных на развитие личности, а не на передачу некоего объема информации по предмету».
Действительно, систему необходимо серьезно менять, начиная с точных представлений о человеке, о личности ребенка и путях ее становления, о смене ложных ценностей на истинные, о средствах преодоления неизбежных противоречий между личностью и социумом. И тогда станет очевидной аксиома: «важно не стать кем-то, по требованию социума, а сохранив свою природную сущность, состояться как духовной – творчески и социально активной - личности, легко адаптирующейся к любым социальным условиям».
Именно на это и должна быть ориентирована современная образовательная парадигма и зарождающаяся гуманная педагогика в сфере музыкального образования.
2. Возможно ли создать в рамках развивающей педагогики универсальную технологию для всех духовых инструментов?
Если говорить о гармоничном развитии личности, то необходима и подобная технология, которая позволяла бы все развивать в комплексе: здоровье, мышление, слухо-двигательную координацию (слух, губы, дыхание, язык, пальцы) и нравственно-духовную сферу.
До недавнего времени подобную технологию разработать было невозможно из-за отсутствия единой теории звукообразования. Но так случилось, что мне пришлось заниматься научными исследованиями в области звукообразования на духовых инструментах.
Несколько лет тому назад в Москве произошла знаменательная для меня встреча с человеком, ставшим моим «крестным отцом» в науке, Ю.М. Отряшенковым - кандидатом технических наук, заведующим лабораторией «Физиология пения и акустики» МГМПИ им. Гнесиных (это было еще до преобразования института в Российскую академию музыки). Именно он и направил меня в нужном направлении, дав необходимые ориентиры. Я приехал, чтобы поговорить лишь о психологической подготовке исполнителя-инструменталиста к публичному выступлению. Но Ю.М. Отряшенков «развернул» меня в область звукообразования на медных духовых инструментах, ведь без подобной теории не ясны механизмы возбуждения звука, а следовательно, отсутствуют основания говорить об осмысленном управлении звуком.
Основными для меня были два положения. Первое - это понять смысл аналогий между голосовой фонацией и работой губного аппарата духовика; второе – найти выход на соединение всех тонов звукоряда на трубе, не применяя клапанов, т.е. «глиссандо». Ответам на эти вопросы, заданные мне Ю.М. Отряшенковым при наших встречах, я посвятил свои поиски на протяжении обучения в аспирантуре МГМПИ им. Гнесиных и позднее.
Вначале появились практические алгоритмы, позволившие осуществить профессиональную реабилитацию инструменталистов-духовиков (т.е. возрождение их в новом качестве). Параллельно в Москве шла апробация этих алгоритмов в работе с учениками филиала музыкальной духовой школы № 93. Приходилось совмещать все это с активной исследовательской деятельностью, а также с проведением научно-практических семинаров в различных городах страны: Москве, Минске, Новосибирске, Перми, Кемерово, Новокузнецке, Калининграде, Санкт-Петербурге и других.
Первые результаты были показаны в Санкт-Петербурге на фестивале «Экология и Образование», проходившем в 1992 году. В качестве гостей присутствовали профессора Санкт-Петербургской консерватории А.М. Вавилина (класс флейты) и В.Ф. Венгловский (класс тромбона), высоко оценившие мою работу. А.М. Вавилина, «не гнушаясь» тем, что я не флейтист, взяла на вооружение некоторые из моих технологических алгоритмов в свою педагогическую практику. В моем архиве есть также отзыв немецкого гобоиста Х.Шнайшера, в котором он лестно отзывается о природной приспособленности одного из моих подопечных к гобою. (Но дело в том, что этот ученик имел серьезные проблемы со здоровьем и такие же проблемы с гобоем: ревущий звук, ограничения в регистре - не берущиеся звуки ниже ми первой октавы и выше соль второй октавы. После трехнедельных занятий у него появился управляемый звук в объеме двух с половиной октав!).
В 1988 году в Москве было продемонстрировано несколько примеров применения новой технологии на флейте, трубе и тромбоне. Наиболее показателен случай с тромбонистом, выпускником вуза, который считался неперспективным. Единственный совет, который он получал за время своего обучения на всех ступенях - «нужно больше заниматься». Однако увеличение времени занятий без понимания того, какие действия необходимо совершать, результатов не приносило. Но свершилось чудо: придя ко мне, он профессионально полностью переродился и поступил в исполнительскую аспирантуру Московской консерватории в класс А.Т. Скобелева (ученика В.Ф. Венгловского).
Исследования, проведенные в период с 1987 по 1989 годы в лабораториях Москвы, позволили выявить основные факторы для разработки общей теории звукообразования и практических алгоритмов будущей «Технологии для духовых инструментов». В лаборатории «Физиологии и акустики» МГМПИ им. Гнесиных были получены основные режимы работы губ (с применением Глоттографа) по аналогии с голосовой фонацией, найденной в работе В.Л. Чаплина «Регистровая приспособляемость голосового аппарата»: так называемый «фальцет», «полузвук» (по аналогии с голосовым «микстом») и «тембр звука» (т.е. акустический режим). Благодаря этим режимам разработаны алгоритм «хобот» - для включения механизмов управления губными мышцами, алгоритм включения губ в процесс интонирования «базинговое сольфеджио», алгоритмы их активизации в управлении регистрами и точной позиционной настройкой губ в «фальцете» при «фрикативной атаке» на всех инструментах. На медных - алгоритм адаптации губ к прикосновению мундштука. На остальных инструментах - с выделением главных элементов: с использованием флейтовой головки для достижения навыка управления звуком и его тембром (еще до инструмента), регистрами и артикуляцией, динамикой; на кларнете или саксофоне используется мундштук с тростью, так же как и на гобое (только трость), для управления звуком и выходом на тембр (еще до инструмента), регистрами, для формирования навыков управления динамикой, интонированием и артикуляцией.
В лаборатории Физиологии дыхания Центральной поликлиники АН СССР с применением компьютерной томографии были получены подтверждения физиологической целесообразности исполнительского дыхания. В лаборатории Физики биологических полей НИИ электроники и радиотехники было получено важное в методологическом смысле изображение зарождения звука в трубе и благодаря расшифровке Б.В. Гладкова явилось базовым для выхода на общую теорию звукообразования.
Эти и многие другие данные позволили мне разработать «Методологические основы формирования источников звуко-информационной среды» (таково название защищенной мной докторской диссертации), что явилось научной опорой «Сферозвуковой технологии» для различных акустических источников звука (голоса и духовых музыкальных инструментов). В основе этой методологии лежала новая теория звукообразования в голосе и на духовых инструментах: «Остро-вихревая резонансная теория». Сбылись предсказания Ю.М. Отряшенкова – эта теория позволила построить единую «Сферозвуковую технологию для духовых инструментов», опирающуюся на теоретическую базу «Сферодинамики», разработанную в свою очередь петербургским ученым Б.В.Гладковым, кандидатом технических наук, автором многих теоретических и технических разработок.
При множестве достоинств новая методология помогла разработать и более точную классификацию духовых инструментов по специфике звукоизвлечения: свистковые (блофлейты), лабиальные (поперечные флейты и т.п.), мундштучно-тростевые (кларнеты, саксофоны), чисто-тростевые (гобои, фаготы), губно-мундштучные (все медные духовые). Эта классификация позволила преодолеть опасность смешения различных групп инструментов в «кучу» без учета специфики звукоизвлечения.
Таким образом, единая «Сферозвуковая технология для всех духовых инструментов» не только уже существует - она работает и может помочь многим духовикам избавиться от ненужного напряжения и, следовательно, нанесения колоссального вреда своему здоровью.
Итак, теория звукообразования в целом есть. Она позволила разработать алгоритмы последовательного, быстрого и качественного освоения любого духового инструмента. Технология приносит результаты. Можно привести в пример успешную работу моих учеников и последователей: в Московской области – ДМШ г.Одинцово (класс саксофона, преп. М.В. Антонов) и ДМШ в г.Пущино (преподаватель всех духовых инструментов Н.Еременко); ДМШ № 3 г. Твери (преп. А.В. Эунап и И.В. Берестенко), которые за короткое время сумели подготовить целую плеяду лауреатов и дипломантов конкурсов различных рангов; ДМШ № 3 г.Перми (класс флейты, преподаватель Л.А. Маслов); ДШИ г.Астаны, Казахстан (класс флейты, Д.Абишева); ДМШ г. Минска (класс флейты, преп. И.Н. Козел); Музыкальный колледж г.Ростова-на-Дону класс тромбона, преп. А.И. Ревяко), Музыкальный колледж г.Новокузнецка Кемеровской области и гимназия № 70 (Муниципальное нетиповое учреждение, директор И.М. Аршанский), в которой функционируют три духовых оркестра, один из них - концертный (преп. класса медных и других инструментов А.П. Кабанов – «Золотая труба Кузбасса»).
Хочу выразить признательность всем своим единомышленникам за упорство и мужество в продвижении нетрадиционной технологии в музыкальном дополнительном образовании. Думаю, важны суждения, высказанные авторитетными музыкантами В.Ф. Венгловским, А.М. Вавилиной, А.Т. Скобелевым, Х Шнайдером и другими о результатах моих выпускников, которые можно обобщить в одном пожелании: нужна последовательная система переподготовки преподавателей духовых инструментов по данной технологии.
Поделиться: