В России всегда было много замечательных певцов, были и великие имена, но, пожалуй, после Шаляпина только Образцовой удалось снискать столь внушительную мировую славу. Звезда ее зажглась рано и сразу очень ярко. 24-летней студенткой Ленинградской консерватории она впервые вышла на большую сцену – ее Марина Мнишек в Большом театре СССР сразу обратила на себя внимание, и огромный аванс – дебют сразу в главном театре страны – оказался ненапрасным. Уже через год ее отметила итальянская пресса на первых в истории гастролях Большого в миланском «Ла Скала», хотя молодая певица была занята только во второстепенных ролях. А парижские гастроли Большого в 1969-м, где Образцова уже пела ведущие партии и являлась одной из козырных карт советской труппы, по-настоящему открыли имя певицы миру.
С тех пор триумфы следовали один за другим: покорены все ведущие мировые сцены, записаны десятки опер в партнерстве с лучшими исполнителями, одержаны победы на престижнейших вокальных конкурсах, собраны все мыслимые и немыслимые премии, звания и награды. Образцова стала бесспорным символом русского музыкального искусства, а ее дивной красоты и мощи голос победно звучал в самых разных уголках планеты.
Вклад Елены Образцовой в развитие русского оперного искусства неоценим. И сегодня примадонна делает для культуры своей страны очень много. Ее всегдашняя особая забота – это вокальная молодежь, которой она не устает заниматься, которой дает путевку в жизнь, устраивая академии, мастер-классы, конкурсы, концерты. Благодаря им в последние десять-пятнадцать лет мир узнал много новых, по-настоящему достойных имен. Именно искусству молодых был посвящен концерт в московской «Новой опере», логично вписавшийся в череду праздничных мероприятий, приуроченных к юбилею выдающейся певицы.
Сама примадонна оставалась несколько в тени: она исполнила считанные номера (Графиню из «Пиковой», Шарлотту из «Вертера», Периколу Оффенбаха), сознательно давая дорогу победителям ее вокального конкурса разных лет. Некоторых уже и трудно назвать молодежью – обычно это слово относится к незрелым и неопытным, а тут на сцене – настоящие мастера. Например, Любовь Петрова, начинавшая полтора десятилетия назад именно на сцене «Новой оперы»: сегодня ее жизнеутверждающее сопрано звучит по всему миру. Большая международная карьера певицы стартовала подобно образцовской – сразу с «высокой ноты», с одной из самых главных мировых сцен: Петрова оказалась в числе участников молодежной программы нью-йоркской «Метрополитен-опера» и волей случая, экстренно заменив Натали Дессей в «Ариадне на Наксосе», стала американской сенсацией. В «Мет» после этого было исполнено еще более десяти разных партий, а кроме того – множество ролей на сценах американских и европейских театров. Или Роман Бурденко – этот яркий, солнечный баритон собрал немыслимое число первых премий на международных вокальных конкурсах: везде, где появлялся Бурденко, он выходил победителем, поскольку трудно ему составить конкуренцию не только по красоте голоса, но и по техническому совершенству и глубокому проникновению в исполняемые образы, вдумчивому, убедительному пению. Сегодня Бурденко – солист оперного театра Новосибирска, но его с искренним восторгом принимает публика Петербурга и Мюнхена, Берлина и Глайндборна. Дуэт Виолетты и Жермона в исполнении Петровой и Бурденко, прозвучавший на концерте в «Новой опере», – образец стиля, вкуса и вдохновения.
Не менее ярко показали себя и молодые солисты «Новой оперы», также в разное время отмеченные Образцовой. Это и звонкий «лемешевский» тенор Алексей Татаринцев, и сочное меццо Юлия Меннибаева, и с яркой актерской харизмой баритон Илья Кузьмин. Сольно и в ансамблях все они демонстрировали высокий класс профессионализма, пение притягательное и волнующее – достойной приношение Елене Васильевне. Замечательное оркестровое сопровождение прекрасным голосам обеспечивал оркестр «Новой оперы», ведомый зажигательным русским итальянцем Фабио Мастранджело. Специальный гость вечера виолончелист Борис Струлев доставил истинное наслаждение «Размышлением» из «Таис» Массне (необычная редакция номера, в оригинале предназначенного для скрипки), а также оригинально заменив в кошачьем дуэте Россини один из голосов – вторым был, конечно же, несравненный голос Елены Образцовой.
Основные торжества по случаю юбилея царицы русской оперы грядут по осени. Главным будет грандиозный гала в Большом театре – общенациональное чествование юбилярши, которого она достойна как никто.
Поделиться: