Нужно ли говорить, что учащиеся ДМШ № 10 Уфы обожают заниматься музыкой и представлять свои произведения публике! Для активизации их творческого потенциала школа выступила в качестве инициатора, организатора и куратора Всероссийского конкурса электромузыкального творчества «Музыка цифр», который 19 февраля 2017 года состоится уже в пятый раз.
Ученики пишут музыку, делают аранжировки, создают фонограммы для выступлений в классах, оборудованных мультимедийными системами. «На рынке инновационных образовательных услуг в сфере дополнительного образования сложился конъюнктурный дисбаланс спроса и предложения. Под натиском информационного прорыва изменился социум, изменились дети, их мышление и сознание. А методы обучения в музыкальных школах в целом остаются прежними. И это ослабляет интерес детей и подростков к занятиям музыкой, да и другими видами искусства», – активно отстаивает свою точку зрения А.Ф. Медведев, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, идейный вдохновитель инновационного проекта по внедрению в школе новых технологий.
Первые шаги по компьютеризации образовательного процесса в ДМШ № 10 Уфы сделаны около двадцати лет назад. Тогда в учебный план был введен предмет «Практическая гармонизация» из раздела «Творческое музицирование», начали применять синтезатор. Ребята постигали азы композиции, гармонии, аранжировки не на инструктивном, а на самостоятельном материале, каждый получал задание сочинить либо подобрать по слуху мелодию на заданную или произвольную тему, затем гармонизовать эту мелодию, грамотно оформить нотную запись, варьировать и транспонировать то, что создано, исполнить на инструменте.
В 2006 году вновь созданный факультатив «Компьютерная аранжировка» объединил задачи нескольких предметов: «Компьютерная инструментовка», «Компьютерная аранжировка» и «Компьютерная нотография». На факультативных занятиях стали осваиваться музыкальные программы Cubase, Reason и другие приложения, что помогает импровизировать при создании мелодий и аранжировок с разными инструментами, используя многообразие тембров, ритмов, стилей, хранящихся в блоках памяти этих электронных продуктов.
«Инструментовка», обучающая детей писать партитуры для различных составов ансамблей и оркестров в рамках курса компьютерной нотографии с использованием редактора Sibelius, появилась в школьном расписании в начале 2008 года. По мнению Анатолия Федоровича Медведева, который этот предмет и преподает, «технологии предоставляют учащимся неограниченные возможности для творчества. Компьютер не просто активирует эмоционально-образное мышление, с его помощью текстовая фактура любой степени сложности становится доступной, а выбор репертуара – безграничным. Ученик 4-го класса Владимир Старцев заслужил первую премию Международного конкурса творчества «Музыка и Электроника» в Москве за инструментовку каприса № 9 «Охота» Н. Паганини».
Цифровизация (прим авт. – переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую) учебного процесса не обошла стороной даже такой базовый предмет, как «Сольфеджио». Включение компьютера в процесс формирования музыкальных навыков позволяет значительно трансформировать объем и содержание домашнего задания по сольфеджио, сделать нормой ежедневное, самостоятельное написание музыкального диктанта в спокойной домашней обстановке, а также, что чрезвычайно важно, разнообразить тембры музыкальных примеров и диктантов.
В 2014 году ДШИ № 10 обратилась к президенту Республики Башкортостан с инициативой создания электронного образовательного ресурса, способствующего сетевому взаимодействию, дистанционному методическому и консультативному обеспечению. Инициатива получила поддержку, и проект был включен в новую республиканскую Концепцию развития электронного образования на 2014–2020 годы. Именно в этой связи на базе ДМШ № 10 Уфы – в феврале 2016 года – была организована инновационная площадка Института развития образования Министерства образования Республики Башкортостан по теме «Создание электронной образовательной среды детской школы искусств».
Предполагается, что реализация проекта позволит в сжатые сроки не только провести системную подготовку преподавателей ДМШ и ДШИ к ведению занятий с применением компьютерных технологий, но и позволит создать электронную медиатеку, шире использовать дистанционное обучение, сформировать межшкольный электронный контент и взаимодействие.
Опыт работы уфимских педагогов убеждает в том, что в системе дополнительного образования необходимо менять подходы к музыкальному образованию поколения, которое на ты с компьютерными технологиями. И основная задача, которую нужно решить профессиональному сообществу в сжатые сроки, – это обучение преподавателей владению электронными инструментами и аппаратурой.
На фото урок А. Медведева
Поделиться: