Заключительным концертом Светлой седмицы, которой по традиции завершится цикл великопостных концертов в Большом зале Петербургской филармонии, станет 11 мая выступление ансамбля Melodi из Белграда, которым руководит неподражаемая Дивна Любоевич.
Ее чистый, полетный, отчасти печальный, настолько же умный и строгий, насколько женственный и милосердный голос пленяет с первых звуков. Этот голос является камертоном для остальных участников ансамбля, который представит в Петербурге российскую премьеру духовных сочинений Джона Тавенера - выдающегося британского композитора, нашего современника, известного еще и тем, что с 1977 года принял православие.
- Дивна, россияне узнали о вас, во многом благодаря роликам на youtube.
- Признаюсь, я отрицательно отношусь к выкладыванию записей в youtube без согласования с исполнителями. В России мы впервые выступили в 2008 году в Москве на Пасхальном фестивале. Когда наш ансамбль вышел на сцену Концертного зала им. Чайковского после выступлений хоров с могучими голосами солистов, в зале как будто возникло некоторое недоумение – кто эти шестеро смелых? Но после спетых нами первых аккордов (мы начали выступление с «Отче наш» Николая Кедрова), как мы позднее прочитали в статье, всем стало ясно, что и мы не лыком шиты.
- Как вы нашли свой голос?
- Я вас, наверно, разочарую, сказав, что в этом нет никакой мистики, какую можно было бы ожидать в ответе на этот вопрос. В моей жизни не было ни удара молнии, ни взрыва, после которого я вдруг запела. Меня об этом часто спрашивают, а я не знаю, что ответить. Я родилась с этим голосом, который со временем, разумеется, развивался и стал таким, какой есть. Если мистика в этом вопросе и существует, то она заключается в том, что голос сам по себе – дар Божий, я такой дар получила. Композитор Арво Пярт однажды сказал мне, что никогда не слышал такого чистого голоса, как у меня. Все, что я могу сказать, это то, что я пою как поется. Остальное – вопрос личных предпочтений.
- И все же хотелось бы чуть больше узнать, как вы добились такого чистого звучания и как при небольшом объеме голос с легкостью летит до последних рядов концертного зала? Какие советы дадите начинающим вокалистам?
- Прежде всего, нужно петь очень много любой музыки в любых условиях в любой, удобной для вас манере. Многие участники моего ансамбля звучат лучше, на мой взгляд, когда поют светскую современную музыку, а не ту, которую исполняют в Melodi. Возможно, для них она кажется более естественной. Хотя на самом деле духовная музыка, которую мы исполняем, очень естественная, она – основа основ. Словом, мой совет для начинающих – пойте музыку, которую любите, и это станет ключом, чтобы открыть нужную дверь и получить красивый голос.
- Интерес к духовной музыке у вас возник давно? Другие музыкальные пристрастия были?
- В детстве я пела все подряд, все, что слушала, а слушала я много. Мои родители очень любили музыку, и я жила музыкой. Потом начала заниматься в школе дирижированием. Я пела и хиты рок-музыки, поп-музыку, мне очень нравились песни АBBA. Позже, повзрослев, я переключилась на оперную музыку. Например, пела «Дидону и Энея» и «Короля Артура» Перселла, даже Руджеро в «Альцине» Генделя. Стиль барочной оперы подходит моему голосу, который чувствует себя в ней очень естественно, не требует усилий. Голос проявляет себя таким, какой есть от природы, а не от науки.
- Вы учились пению в монастыре?
- В монастыре я учила порядок богослужения, но не занималась постановкой голоса. Меня там никто не учил, как надо петь, – я просто повторяла за ними. Так и выучила церковные мелодии до того, как освоила нотную грамоту.
- Замысел создания ансамбля возник у вас в монастыре?
- Зерно было заложено там, потому что я полюбила музыку, которую слушала в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. В то же время я слушала и византийское пение афонских монахов.
- Мне показалось, что почти все, что исполняет ансамбль Melodi, прошло огранку ваших аранжировок.
- Да, я всегда вношу свою «редактуру». Но словесный текст всегда остается каноничным. Мне кажется, любой композитор лишь задает направление, в котором нужно двигаться, которое каждый понимает в меру сил, таланта, вдохновения. Музыка – не решенная математическая задача с двумя неизвестными, у которых должен быть только один ответ.
- Есть композиторы, с которыми ваш ансамбль постоянно сотрудничает, которые сочиняют специально для вас?
- Я оказываюсь в очень затруднительном положении, когда приходится говорить какому-либо композитору, что мне не нравится то, что он написал. Такое иногда случалось, и это очень непросто. Я не хочу обижать композиторов, но я не могу петь то, что мне не нравится. Поэтому постоянно мы ни с кем не сотрудничаем. Был сербский композитор Константин Бабич, которого, к сожалению, уже нет с нами, - вот он шел на любые уступки и соглашался на любые изменения с моей стороны в его музыке.
- В Петербурге вы будете исполнять сочинения Джона Тавенера. Насколько вам интересно его творчество?
- Путь Тавенера показателен в том смысле, что прежде чем принять в православие, он сочинял в стиле православной музыки и будучи абсолютно современным композитором сделал очень много для популяризации и укрепления православной музыки на Западе, для возвращения ей того статуса, который она заслуживает. Слушая его музыку, никто не скажет, что это абстрактная духовная музыка, тем более церковная музыка, которая в массовом сознании оказывается почему-то еще ниже в иерархии жанров. Всем понятно, что это авторская музыка.
Поделиться: