Существуют разные точки зрения на коллективное творчество детей. С одной стороны, говорят о безусловной пользе таких форм для развития профессиональных и личностных качеств – умения работать в команде, креативности, эмоциональности и даже интеллекта. С другой, отмечается риск подавления индивидуальности и ограничение наиболее талантливых детей. Между тем опыт показывает, что при правильной организации коллективного творчества его возможные недостатки сводятся на нет, оставляя место лишь положительной динамике.
По замыслу директора Марины Яковлевны Вьюк, симфонический оркестр ДМШ № 3 объединит Образцовый ансамбль скрипачей «Паганини» и учащихся отделения духовых инструментов. Оркестр народных инструментов будет организован на основе ансамбля баянов и аккордеонов и нескольких ансамблей струнных народных инструментов.
Что же игра в оркестре может дать ребенку? В первую очередь, он будет участвовать в исполнении произведений более интересных, нежели на индивидуальных занятиях (кстати, у руководителей также появится возможность работать над более сложным репертуаром, а значит, обогатить и свой уровень мастерства). Другой важный плюс – охват контингента инструментальных отделений, ведь только единицы выступают на сцене в качестве солистов, остальные почти не видят большой публики, не переживают состояние успеха. В составе оркестра у большинства появится возможность почувствовать себя артистами, которые радуют зрителей своими выступлениями. А это мощный стимул в обучении. Самые талантливые и способные смогут проявить себя как лидеры оркестровых групп, за которыми будут двигаться другие, исполняя сольные партии или пьесы в сопровождении оркестра. В результате ни о каком ограничении творческой индивидуальности и понижении уровня не будет и речи.
Музицирование в оркестре поможет решать и чисто образовательные задачи: развитие навыка игры, гармонического, полифонического и тембрового слуха (особенно важно для учеников, которые обучаются на инструментах преимущественно одноголосных).
Что же касается воспитательных задач, то и здесь коллективное творчество вне конкуренции. Детям очень нравится работать сообща, где каждый совершает посильную часть работы, а в результате получается нечто яркое и масштабное. Это путь к развитию коммуникативных качеств и ответственного отношения к делу, которые так важны для достижения успеха в любой профессиональной сфере. Каждый хороший руководитель учит тому, что для успешного выступления коллектива очень важен вклад каждого участника. Вообще, успех любого оркестра зависит от руководителя. Не каждый хороший инструменталист может стать хорошим дирижером. Это должен быть не просто тонкий музыкант с дирижерской подготовкой, но и способный увлечь общим делом, поддерживать дисциплину на репетиции, готовый вникнуть в ситуацию каждого оркестранта.
Пост главы симфонического оркестра в школе № 3 займет Петр Петрович Николайчук. Он превосходный трубач с большим опытом в создании детских коллективов и руководства оркестром в одном из театров Арзамаса. Оркестр народных инструментов возглавит Лидия Александровна Чистякова – домристка, заведующая отделением народных инструментов, человек с прекрасными организаторскими способностями. Безусловно, создание в ДМШ сразу двух оркестров сопряжено с трудностями, как любое новое дело. В их необходимости нужно убеждать преподавателей, опасающихся, что у детей это заберет часть времени от домашних занятий. Убеждать придется и родителей, некоторые из которых не приветствуют дополнительную нагрузку. Но со временем, убеждена М.Я. Вьюк, все поймут, как много оркестры смогут дать и детям, и школе.
На новый учебный год запланирована подготовка учащихся и преподавателей в оркестр народных инструментов, например, гитаристы должны пройти курс ознакомления с другими струнными инструментами. Симфонический школьный оркестр, уверена директор М.Я. Вьюк, начнет репетиции в сентябре и уже в мае даст свой первый концерт.
На фото хор младших классов
Поделиться: