Top.Mail.Ru
АРХИВ
03.11.2011
«В кругу друзей»
Выступления профессоров Московской консерватории в школах искусств нельзя назвать обычным делом, и для школы такое событие - совсем не рядовое. Московской ДШИ № 14 повезло. Вот уже третий год школьная филармония «В кругу друзей», созданная по инициативе директора Е.В. Орловой, открывает сезон сольным концертом заслуженного артиста РФ, профессора кафедры концертмейстерского искусства Московской консерватории Игоря Котляревского. На концерте, посвященном 200-летию со дня рождения Ференца Листа, присутствовал корреспондент «Играем с начала», взявший интервью у известного музыканта и педагога.

- Игорь Леонидович, вы много выступали с певцами и инструменталистами, но в последнее время все больше посвящаете себя сольным программам. С чем это связано?

- Я действительно много играл с вокалистами и скрипачами: Ириной Архиповой, Ольгой Бородиной, Дмитрием Хворостовским, Зурабом Соткилавой, Александром Брусиловским, Михаилом Готсдинером, Еленой Ревич, Анастасией Чеботаревой и другими, - но я никогда не бросал заниматься сольными программами. То, что можно высказать соло, не выскажешь, играя в ансамбле. Сольное исполнительство - это самое трудное, что может быть. Необходимо постоянно поддерживать форму, а для этого надо иметь сильное творческое побуждение, способное победить прагматизм окружающей жизни. Когда я занимаюсь на рояле, я ухожу от действительности в свой особый мир. Занятия на рояле - моя отдушина.

- Позвольте вопросы по роду вашей преподавательской деятельности: как вы оцениваете отношение к концертмейстерскому искусству у нас и отличается ли оно от того, что наблюдается за рубежом?

- У нас, например, нет специализации, и это большая проблема, которую, я считаю, нужно решать. Необходимо на определенном этапе проводить отбор музыкантов, желающих играть в ансамбле или быть концертмейстерами, и настраивать их на соответствующий вид работы и репертуар. Например, кто-то хочет работать с виолончелистами, а кто-то с вокалистами, кто-то со струнниками в целом, а кто-то с духовиками. На Западе, как известно, есть сугубо оперные концертмейстеры, а есть концертмейстеры, которые играют только вокальный концертный репертуар; есть пианисты, которые работают исключительно со скрипачами или, скажем, с гобоистами. У нас же, если ты претендуешь называться хорошим концертмейстером, ты должен уметь играть со всеми. Но это, я считаю, неправильно.

Сейчас в этом вопросе наметились положительные сдвиги. Вот, например, уже два года существует Молодежная оперная программа Большого театра, в которой задействовано несколько концертмейстеров. Эти люди серьезно занимаются оперным репертуаром. К тому же они профессионально изучают языки, прежде всего итальянский: произношение, орфоэпию, что для оперного концертмейстера крайне необходимо.

- Может, было бы целесообразно приглашать в наши консерватории профессуру из-за рубежа?

- Безусловно. Когда братья Рубинштейны создавали консерватории в Москве и Петербурге, так и предполагалось делать. Другое дело, что потом, в силу изолированности советской системы, иностранную профессуру приглашать перестали. У нас в консерваториях замечательно осваивали романтическую культуру и традиционно очень хорошо обучали исполнению романтической музыки, но не старинной или современной, чему, как мы теперь понимаем, было бы очень интересно поучиться у европейских профессоров и что стало предметом специального внимания лишь в последние годы.

- Вы часто работаете в жюри на конкурсах юных концертмейстеров: на что обращаете внимание, оценивая конкурсантов?

- Прежде всего - на живое и талантливое. Бывает, педагог потрудился и ребенок, сразу видно, хорошо научен, но во время исполнения, как говорится, ничего не происходит. А бывает, только ребенок заиграет - все вдруг улыбаются и начинают переживать за него и сочувствовать ему.

- У вас есть педагогическое кредо?

- Я стараюсь, чтобы в педагогике сочетались две вещи. С одной стороны, человек должен сознавать то, о чем он играет, а с другой стороны – знать, как это выразить с точки зрения технологии. Но не наоборот!

Поделиться:

Наверх