Министерство культуры Московской области в 2014 году учредило Всероссийский конкурс электронной и компьютерной музыки, который объединяет школьников и студентов, применяющих электроакустические музыкальные инструменты и электронные технологии в исполнительской и творческой практике, а также преподавателей образовательных организаций культуры и искусства.
В нынешнем году состязались 102 участника из 26 городов и муниципальных образований Российской Федерации, в том числе Каргополя, Брянска, Ярославля, Иваново, Новомосковска, Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Сыктывкара, а также городов Подмосковья.
6 февраля прошел I тур – жюри по записям конкурсных программ, предоставленным участниками, отобрало на II тур конкурсантов всех очных номинаций. Финальная часть конкурса – прослушивание очных номинаций, в основном исполнительских. Как пояснила ответственный секретарь оргкомитета, заведующая группой ЭМИ Мытищинского методического объединения Наталья Акимова: «Заочная форма участия позволила расширить географию конкурса. Участники присылали аудио- и видеозаписи, где представляли свои работы, рассказывали, какие компьютерные программы они использовали».
Номинации конкурса охватили широкий спектр музыкально-электронного творчества: «Исполнение на электронных музыкальных инструментах» – сольное исполнение, сольное исполнение с фонограммой, ансамблевое исполнение, ансамбль учитель – ученик (впервые); «Музыкально-компьютерные технологии» – аранжировка, музыкальный видеопроект, а также «Педагогическое мастерство», исполнение на ЭМИ – сольное исполнение, сольное исполнение под фонограмму, ансамблевое исполнение.
В конкурс, который проходит ежегодно, постоянно привносится что-то новое. В качестве обязательных выбираются произведения композиторов разных эпох и стилей, расширяя репертуарный арсенал конкурсантов. На этот раз обязательными были объявлены произведения классиков: Моцарта, Шостаковича и Прокофьева, чьи юбилеи отмечаются в 2016 году. Некоторые участники играли одновременно на двух синтезаторах, а талантливая ученица ДМШ № 6 Новосибирска Шерефе Бакиева музицировала сразу на трех.
Традиционно успешно прошли заочные состязания в номинации «Педагогическое мастерство»: исполнение на электронных музыкальных инструментах, аранжировка и композиция. В журнале «Музыка и электроника» будут опубликованы лучшие аранжировки, в том числе произведение победительницы А.П. Николаевой, преподавателя ДШИ № 3 из подмосковного Воскресенска.
В этом году к заочным номинациям для преподавателей прибавилось и очное: «Педагогическое мастерство» – исполнение на ЭМИ и композиция. Ярко выступили представители Санкт-Петербургской ДШИ № 3, занявшие первое место, – Д.В. Орлова и Н.В. Киселева. Жюри отметило высокий уровень подготовки, исполнительской культуры, технического мастерства. Особое внимание уделялось синтезу звука, использованию звукорежиссерских эффектов, максимально раскрывающих возможности электронных музыкальных инструментов.
По итогам прослушивания и обсуждения формировался отзыв, в котором выделялись сильные стороны, указывались недостатки конкурсных работ. «Наш конкурс, – говорит председатель жюри – доктор педагогических наук композитор Игорь Красильников, – выполнил свои задачи: выявил и поддержал самых талантливых исполнителей, композиторов, аранжировщиков и преподавателей, применяющих электронно-музыкальные инструменты и электронные технологии. Он способствует совершенствованию исполнительского мастерства. Я видел, насколько дети увлечены широкими возможностями синтезатора, электронным музыкальным творчеством. Думаю, внимание взрослых к их творчеству мотивирует в дальнейшей учебе, вдохновляет на занятия электронной музыкой».
Яркие выступления и интересные аранжировки продемонстрировали ребята, ставшие лауреатами I степени конкурса:
♦ сольное исполнение на синтезаторе – Диана Обухова, ДМШ № 4 (Москва); Анастасия Абдрашитова, ДШИ им. Н.Г. Рубинштейна (Москва); Екатерина Голунова, Истринская ДМШ.
♦ ансамблевое исполнение – Екатерина Мелихова, Анастасия Мачехина, ДМШ № 2 (Реутов); Анна Дьяковская, Асана Кулумбегова, ДШИ № 3 (Санкт-Петербург).
Поделиться: