Изюминкой нового сезона в Нижегородской государственной академической филармонии им. М. Ростроповича стал приезд Амстердамского барочного оркестра во главе с создателем и руководителем коллектива – дирижером, органистом и клавесинистом Тоном Коопманом
Нижегородцев не часто балуют возможностью услышать барочную музыку в аутентичном исполнении. Возможно, поэтому зал филармонии был переполнен. Да и имя Коопмана, записавшего с Амстердамским барочным оркестром все канаты И.С. Баха и создавшего антологию творчества Д. Букстехуде, давно на слуху у просвещенных любителей музыки.
Само появление дирижера было фееричным и внесло в зал атмосферу праздника. Практически выбежав на сцену, 69-летний Коопман под взрыв аплодисментов пожал руку не только первой скрипке, но и всему ряду исполнителей. На суд слушателей были представлены Сюита для оркестра № 3 И.С. Баха и Концерт для фагота с оркестром си-бемоль мажор Моцарта в первом отделении и Симфония № 103 Й. Гайдна («С тремоло литавр») во втором. Следуя традиции барочных ансамблей, Коопман совмещал роль дирижера и клавесиниста, подавая музыкантам знаки из-за инструмента. Эмоциональность, энергичная жестикуляция и не сходящая с лица дирижера улыбка явно импонировали публике.
Амстердамский оркестр – опытный коллектив, существующий на протяжении 34 лет. Четко продуманные штрихи, нежный безвибратный тембр струнных, тихие звуковые переливы натуральных валторн, непривычная приглушенность литавр и многие другие нюансы создали совершенно необычный фонический эффект, позволив услышать отголоски давно минувшей галантной эпохи.
Ре-мажорная сюита Баха в силу своей популярности заключает в себе определенную опасность для исполнителей: любая неверная нота означает провал. Но для Амстердамского оркестра не составило труда первоклассно выполнить свою задачу: сюита получилась тонко прочувствованной и в меру сдержанной. Яркую деталь добавило появление в Фаготовом концерте Моцарта Ваутера Верширена – ведущего солиста оркестра. Прекрасное чувство стиля, формы, мягкий тембр инструмента, виртуозная техника игры – все вместе создало впечатление, что иной трактовки этого концерта быть не может. В симфонии Гайдна классический парный состав звучал так деликатно, а медная группа выступила столь стройно, что, несомненно, сам композитор остался бы доволен игрой голландцев.
Уступив шквалу аплодисментов – нижегородцы вовсе не желали скоро отпускать музыкантов, – Тон Коопман исполнил на бис Сарабанду из Пятой французской сюиты И.С. Баха.
Поделиться: