Юбилей отметил концертный хор «Вдохновение» московской ДМХШ № 106. Мы встретились с директором школы, бессменным дирижером хора О.А. Скворцовой в дни фестиваля «Поем тебе, Москва» (5–7 апреля): яркие концерты при участии лучших детских хоровых коллективов прошли в Культурном центре им. Павла Слободкина и в Большом зале Московской консерватории.
Хор «Вдохновение» – регулярный участник фестивалей Москвы, частый гость других городов России и стран Европы. Хор является лауреатом международных конкурсов в Варне (Болгария, 1999), Вернигероде (Германия, 2005), Толосе (Испания, 2002 и 2008), Ареццо (Италия, 2001 и 2010). Особенно успешным для коллектива стал 2012 г. – хор стал обладателем Гран-при XI Международного конкурса православных песнопений «Коложский благовест» (г. Гродно, Белоруссия) и лауреатом первой премии X Международного конкурса хоров «Venezia in Musica». В репертуар хора входят лучшие произведения мировой музыкальной культуры, русская и зарубежная классика, современная музыка, русская духовная музыка, обработки народных песен разных стран.
Примером широкого репертуара «Вдохновения», профессионализма педагогов-хормейстеров и заинтересованности участников коллектива стал юбилейный концерт, на котором были представлены сложные произведения – духовная музыка Д.С. Бортнянского и Г. Форе, хор из оперы «Русалка» А.С. Даргомыжского, русская народная песня «Рябина» и сочинения Е. Подгайца и В. Агафонникова, пришедших поздравить коллектив и его основателя – заслуженного работника культуры РФ О.А. Скворцову – с праздничной датой. Ольга Арнольдовна долгие годы пропагандирует хоровое искусство, ведет большую просветительскую работу.
– Ольга Арнольдовна, от души поздравляем Вас с собственным юбилеем, который по счастью совпал с юбилеем вашего «Вдохновения». Расскажите, как возник хор?
– Наш коллектив прошел длительный путь. В 1974 году, оканчивая обучение в Нижегородской консерватории, я поняла, что хочу работать с хором и устроилась на работу в московскую общеобразовательную школу, в которой были музыкальные кружки. Но довольно скоро школу закрыли на капитальный ремонт, про кружки думать было некому – мы остались, фактически, на улице. В отчаянном положении мне пришла в голову идея открыть музыкальную школу. Я посмотрела по карте города, где наименьшее количество музыкальных школ: самое тяжелое положение оказалось в северном округе Москвы.
Мы начали свой путь в общеобразовательной школе на Дмитровском шоссе. Директор школы горячо откликнулся на мою просьбу открыть музыкальные кружки, с возможностью, впоследствии открыть школу. Но эта дорога оказалась непростой: время близилось к перестройке, кружки существовали на самоокупаемости – желающих оплачивать обучение детей становилось все меньше. А хор уже много концертировал, участвовал в конкурсах. Было обидно все это терять. Через какое-то время хор получил статус музыкальной студии при общеобразовательной школе, приобретя определенную самостоятельность. И в 1991 году при содействии управления культуры и управы Дмитровского района удалось открыть школу. С помещением, естественно, были проблемы – хор переезжал из одной общеобразовательной школы в другую в течение 6 лет. Здание было отдано нам в пользование только в 1997-м.
Мы всегда были очень активны и в репетиционной, и в концертной деятельности. Еще в 1982 году, существуя на базе общеобразовательной школы, мы поставили детскую оперу «Песенка в лесу» Ростислава Бойко – сами шили костюмы, рисовали декорации. Начальник управления культуры пригласила нас принять участие с этой замечательной оперой в празднике песни на открытой площадке. Когда удалось открыть школу, мы выступали наравне с музыкальными школами и были достаточно известны.
– Насколько активную концертную деятельность школа ведет сейчас?
– Ежегодно хор выезжает на международный конкурс в Болгарию, где мы заняли 1 место среди детских хоровых коллективов. Начиная с дошкольной группы, наши дети ведут очень большую концертную деятельность, участвуют в проекте «Классическая музыка в детском саду». Маленьким зрителям очень нравится постановка оперы «Муха-Цокотуха» М. Красева под руководством преподавателя школы Е.В. Чесноковой. В прошлом октябре мы встречались с хорами в Харькове, в феврале этого года провели сольный концерт в Нижнем Новгороде.
У нас три хоровых коллектива – младшая и средняя группы хора и старший концертный хор «Вдохновение». Средний хор также является концертным коллективом. Он активно участвует в фестивалях и конкурсах под руководством молодого преподавателя Анастасии Александровны Каюмовой. Старший хор наиболее активно концертирует – коллектив дает около 40 концертов в год – это и выступления за рубежом, и поездки по городам нашей страны.
– Как много значит для детей хор?
– Хор – это семья. На репетициях, в поездках дети сплачиваются, образовывают единое сообщество, занимаются вместе, дружат. Дружба эта часто выходит за пределы школы. У нас есть ансамбль «Dolce Cantо» под руководством Марины Ивановны Акижановой, который является лауреатом фестивалей и конкурсов. Многие участницы уже окончили вузы, имеют свои семьи, но до сих пор приходят в школу репетировать, что-то их связывает. В школе есть преподаватели, выросшие в наших стенах. Они окончили училище, консерваторию и вернулись в школу работать, - такая любовь стоит многого.
– Как Вы проводите отбор в школу?
– Мы принимаем всех детей, желающих учиться петь. У нас есть подготовительное отделение для дошкольников и особая методика, благодаря которой дети, даже не поющие довольно быстро развивают слух и чисто интонируют.
– Вы - автор программы предмета «Хоровой класс», утвержденной Методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры города Москвы. В чем уникальность этой методики?
– Главное – мы не выбираем детей, а занимаемся со всеми желающими. Некоторые дети не могут чисто интонировать, потому что у них нет координации между слышимым звуком и воспроизводимым, например. Это может быть проблема недостаточно развитых связок, может быть что-то иное. Конечно, если ребенок родился со слабым голосом, редко из него можно сделать Шаляпина, но развить слух, чтобы он попадал в ноты и чисто интонировал возможно при его желании. Чем раньше ребенок начинает заниматься, тем больше шансов у него развить свой слух. Б.М. Теплов в своей работе «Психология музыкальных способностей» писал, что если к 5-ти годам у ребенка развился слух, он уже может стать музыкантом.
Но чтобы стать музыкантом, нужно и многое другое. В первую очередь, нужно любить музыку. У многих есть музыкальные способности, но не каждый становится музыкантом. У одного ребенка могут быть замечательные природные данные, у другого – серьезные проблемы, но такое желание, что он преодолеет эти проблемы и станет музыкантом. Многое зависит от семьи, в которой растет ребенок и от преподавателей, с которыми ребенок начинает свой творческий путь. Наши три хора – это три ступени овладения хоровым пением, и в программе прописана специфика работы с каждой из возрастных категорий, в четкой последовательности получения хоровых навыков.
Важно развивать детскую эмоциональность. Детям эмоциональность свойственна, и она проявляет себя в том случае, если дети понимают, о чем они поют. Но раскрыть детей сложно. Подростки зажаты, им сложно проявить себя на сцене. Чтобы добиться от них артистичности и свободы исполнения, требуется большая работа педагогов.
– Как возник фестиваль «Поем тебе, Москва», и какова его основная цель?
– Фестиваль родился в 2001-м, когда школа отмечала 10-летие. На фестивалях мы встречались с разными коллективами, у нас появлялось много друзей. Основной идеей первого фестиваля была цель собрать тех людей, которые были с нами, пока мы росли.
Первый фестиваль был самым знаменательным. Он проходил в торжественной обстановке Зала церковных соборов храма Христа Спасителя. Теплая, дружеская атмосфера фестиваля многих убедила, что фестиваль должен продолжаться – и он продолжается до сих пор. На первые фестивали мы приглашали хоры Северного округа Москвы, сейчас в фестивале участвует вся Москва, мы приглашаем гостей из Санкт-Петербурга, Костромы, Казани и других городов. В этом году нам пришлось провести строгий отбор в два тура – столько было желающих!
- Произнесите ваш праздничный тост?
- Чтобы и в будущем было так, как сейчас: чтоб умножался коллектив единомышленников – воспитанников школы, чтобы каждый год приходили новые дети и на встречах выпускников слышались слова: «Годы, поведенные в детстве в этих стенах стали для меня лучшими».
Сейчас такое время, когда рационализм ценится превыше всего – все считают деньги, а музыка уже не является престижным делом, и интерес к культурному развитию падает. Я хочу, чтобы дети любили музыку и свою родину. И когда наш коллектив выходит на международный конкурс, дети чувствуют ответственность не только друг перед другом, но и перед своей страной – они понимают, как нужно петь за Россию!
Е.И. Гудова, заместитель директора Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства г. Москвы:
Цель музыкального образования – воспитать истинного гражданина. Лучшим способом пробуждения и выражения в детях патриотического чувства через присущие для ребенка формы является фестиваль с художественным эпиграфом «Поем тебе, Москва». Хоровое пение – совершенно удивительный вид детского художественного образования, потому что каждый ребенок, сохраняя свою индивидуальность и находясь в коллективе, может проявить себя в творчестве.
Для того, чтобы хоровое пение возникло как явление искусства в музыкальной педагогике нельзя недооценивать труд тех замечательных руководителей, которые через эту форму воспитывают в детях лучшие качества. Хор – живой музыкальный инструмент, и струны этого инструменты – дети с их эмоциями, переживаниями, с их чувствами. Великое чудо, когда руководитель, настраивая каждую струну, создает органичный инструмент, поющий гимн своим преподавателям и своему городу! Именно эта атмосфера настроенности хоровых коллективов на радость – с первой до последней ноты заключительного концерта – сотворила воодушевление в зале и совершенно светлые лица детей, стоящих на сцене. Именно таким руководителем является Ольга Арнольдовна Скворцова, сыгравшая огромную роль в становлении фестиваля и объединившая хоровые коллективы в незабываемый праздник. Было отрадно слышать, как после выступления участники этого яркого события благодарили ее горячими аплодисментами.
Поделиться: