Центральная школа искусств «Гармония» была создана в 2009 году: решились объединить Детскую художественную школу им. С.Г. Пугачева и Детскую школу искусств № 1. Чем больше общаешься с коллективом ЦШИ «Гармония», тем яснее понимаешь, что причина убедительного успеха – в педагогах, не только любящих свое дело, но и умеющих отдавать знания целиком, от всего сердца, зачастую работая без выходных и отпусков.
Уровень мастерства коллектива впечатляет: высшая квалификационная категория присвоена 19, первая – 18 преподавателям. Девять учащихся преподавателей В.Г. Демидовой и Е.И. Лапшиновой становились стипендиатами губернатора Московской области. Почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук Вера Геннадьевна Демидова возглавляет школу с 1992 года, когда 10 января впервые открыла двери наро-фоминская художественная школа.
В 2012-м по предложению Министерства культуры МО «Гармония» была внесена в Национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России». За три года до этого по инициативе Веры Геннадьевны были открыты два отделения: театральное и фольклорное, а на прежних появились новые программы. На художественном отделении это компьютерная графика: ребятишки сами делают яркие буклеты и календари, другую, более мелкую продукцию. Вообще, художественное отделение – очень результативное.
Музыкальное от него не отстает, за победами учащихся стоит огромный труд педагогов и концертмейстеров. Так, в конце ноября прошел VII Международный фестиваль-конкурс «Красота спасает мир». Жюри было представительное – преподаватели Российской академии музыки им. Гнесиных. И за виртуозное исполнение сложнейшего опуса I премию взяла ученица музыкального отделения школы Лиза Антонова.
Оба отделения в ушедшем году приняли участие в Международном многожанровом фестивале-конкурсе «Во имя жизни на Земле», в рамках которого осуществлялись проекты творческого и личностного развития детей «Дети XXI века», «Дорога памяти – дорога мира» и другие.
Воспитанники «Гармонии» побывали и за рубежом: в Португалии, Греции, Италии, в Болгарии неоднократно. Итогом 2015 года стали вот такие победы учеников: всероссийские конкурсы – 4 лауреата, 3 дипломанта; международные конкурсы – 32 лауреата, 14 дипломантов; областные конкурсы – 30 лауреатов, 11 дипломантов; межзональные конкурсы – 57 учащихся стали лауреатами.
Учителя не жалеют своего времени: поездки, экскурсии, фестивали, концерты – работа не прерывается даже в праздники. Например, совсем недавно учащиеся фольклорного отделения выступили с праздничным концертом «Рождественский подарок». Еще один сюрприз для наро-фоминцев приготовило театральное отделение: силами молодежного театра «Арт-Скул» поставлен блестящий спектакль-сказка «Новогодние хлопоты, или Кощеевы беды», все шесть представлений прошли на бис!
На концерты и спектакли приходят все жители города. «Гармонию» не просто знают, но и очень любят, родители рвутся отдать сюда своих детей. (Остается только сожалеть о том, что возможности приема у ЦШИ ограничены даже на платное отделение. Проблема – нехватка площадей. Давно пора расширяться.) «Гармония» платит своим землякам взаимностью, концерты проходят постоянно и всегда бесплатно. Например, один из них состоялся на День района прямо на площади перед зданием ЦШИ, после городского митинга: было, по словам преподавателей, море народа, восторженно аплодировавшего юным артистам.
Концерты, как правило, проходят с выставками и мастер-классами по прикладному искусству детей художественного отделения школы. И надо видеть эти картины – то в ярких, праздничных, то в нежно-пастельных тонах – чтобы прочувствовать, сколько жизнелюбия в них заключается! Совершенно не удивляет тот факт, что 14 преподавателей «Гармонии», включая театральное отделение, – выпускники ЦШИ. По словам одного из них, «учебу в обычной школе можно легко забыть, учеба в "Гармонии" – незабываема». В качестве преподавателей сюда стремятся даже те выпускники, которые уже живут в столице, готовы хоть ежедневно ездить для этого в Наро-Фоминск.
ЦШИ «Гармония» является методическим центром Наро-Фоминского территориального методического объединения (председатель В.Г. Демидова, методист Т.А. Халькина). На базе школы более 20 лет проходит межзональная выставка-конкурс детского и юношеского творчества «Солнечный круг». В 2016 году она будет расширена по номинациям и пройдет как Московский областной открытый фестиваль-конкурс.
Более 15 лет проходят районный конкурс «Юные дарования», конкурс хоровой академической и фольклорной музыки памяти В.П. Маляр, теоретические олимпиады по музыкальной литературе и сольфеджио, районный конкурс детского творчества «Вифлеемская звезда».
Педагоги ведут не только активную концертную деятельность, но и участвуют в конкурсах исполнительского мастерства. В 2015 году в школе состоялся Открытый фестиваль-конкурс «Областная общественная филармония» – «Играют преподаватели». ЦШИ «Гармония» представилась достойно: Гран-при и 19 лауреатов!
К 70-летию победы в Великой Отечественной войне создан и реализуется культурно-патриотический проект «Мой город – город воинской славы». Уникальную выставку посетили и дали высокую оценку замечательной идее и ее воплощению губернатор Московской области Андрей Воробьев, постоянный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов. Живое общение с героями войны является самым лучшим патриотическим воспитанием.
Сегодня в школе обучаются 850 человек. Отбор – честнейший, никакого «блата»: среди поступивших много ребят из многодетных и неполных семей, для которых по оплате существует скидка в 50 процентов. И конечно, все занятия здесь – индивидуальные, с учетом профессионального уровня и способностей ученика, ведь даже на художественном отделении, где проходят групповые уроки, преподаватель обязательно подойдет к каждому, поможет справиться с возможными трудностями, объяснит и покажет.
Многие ребята и в концерте могут выступить, и в ярмарке поучаствовать, потому что учатся сразу по двум специальностям. На том же музыкальном отделении столько направлений! Это и фортепиано, и клавишный синтезатор, и духовые инструменты, и гитара, аккордеон, домра, балалайка, академический, эстрадный вокал. По разнообразию направлений и программ не отстает и художественное: рисунок и живопись, композиция и история искусств, скульптура и батик, дизайн и архитектура. Успешно работает семь подготовительных групп художественного отделения, подготовительные группы музыкального отделения, внебюджетное отделение для взрослых: дизайн, школа архитектурной графики, живопись, а также Клуб семейных традиций «Матрешка».
Недавно юные скульпторы впервые приняли участие в необычном конкурсе – Московском областном очном конкурсе академической скульптуры. От традиционных конкурсов он отличается тем, что на нем не выставляются уже готовые работы. Свои произведения создаются прямо на глазах у жюри. После таких сложных и успешно пройденных испытаний совсем не удивительно, что половина выпускников художественного отделения после завершения учебы в школе легко поступает в вузы: Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова, Академию акварели и изящных искусств им. С. Андрияки, Российскую академию живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова, Московский государственный текстильный университет, Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова, Московский государственный педагогический институт, Московский государственный университет дизайна и технологий, Московский театрально-художественный колледж. А музыканты поступают в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, Академический музыкальный колледж при Московской консерватории, Музыкальный колледж им. А.Г. Шнитке, Московский государственный колледж им. Гнесиных.
Удивляет другое: то, как много успевают сделать педагоги и их воспитанники. Ежегодно в школе проходит не менее 30 концертов. (И это – не считая участия в многочисленных конкурсах и фестивалях!) Дети очень любят выступать, а их педагоги считают, что выступления не просто приучают к сцене детей, многим из которых придется выходить на нее всю жизнь, но учат собранности, организованности, развивают чувство ответственности и долга.
И ученики своих учителей не подводят, вознаграждая их труд не только многочисленными победами, но и тем жизненным выбором, который делается однажды и на всю жизнь.
Поделиться: