Декабрьская афиша столицы традиционно богата, однако зал «Зарядье» сумел предложить вполне конкурентоспособную программу. Молодой фестиваль становится серьезной точкой притяжения и в этом году обещает более двадцати концертов: симфонических, хоровых и мультимедийных, а также джазовых и этнических плюс специальные проекты для юной публики. Заявлены выступления Валерия Гергиева и Хиблы Герзмавы, Елены Стихиной и Дениса Мацуева, многих других известных артистов.
Концерт-открытие провел коллектив-резидент «Зарядья» во главе со своим художественным руководителем – Московский государственный симфонический оркестр под управлением Ивана Рудина. Солировали московские и петербургские звезды: Венера Гимадиева и Алексей Татаринцев, Юлия Маточкина и Михаил Петренко (последний заменил заявленного в афише, но заболевшего Эльчина Азизова). Программу гала составили сплошь хиты – русской музыки в первом отделении, западноевропейской – во втором. Оркестровые номера также не стали исключением: в их числе были, например, «Половецкие пляски» и увертюра к «Руслану». Исполнение отличалось заметно сдвинутыми темпами и в целом подчеркнуто бравурным, «глянцево ярким» звучанием: маэстро Рудин выжимал из оркестра максимум, требовал подчеркнутых акцентов и буквально ослепляющих красок. При этом в аккомпанементе вокалистам дирижер установил корректный баланс, уняв темперамент, а вместе с ним и звучность: оркестр несколько ушел в тень, дав широкую дорогу певцам.
Солисты проявили себя по-разному. Очень удивила Венера Гимадиева, взявшаяся своим легким сопрано за выходную арию Кумы. Ее раздольная мелодика и отсутствие повышенной экспрессии, в целом характерной для главного женского персонажа «Чародейки», вроде делают эту арию доступной для не драматических сопрано (для которых партия изначально и предназначена), однако наполнение тембральными красками оказалось бедноватым, кроме того, чувствовалась нехватка глубины звучания, некая его поверхностность. Усугубляло все и неважная дикция, из-за чего ария превратилась почти в вокализ. Примерно такое же впечатление осталось и от арии Мими. Конечно, за годы карьеры голос певицы поплотнел, стал объемнее и богаче, однако едва ли годным для спинтовых, тем более – драматических партий. А вот Марфа из «Царской невесты» и Адина из «Любовного напитка» все вернули на свои места: сопрано Гимадиевой звучало поистине чарующе.
Мариинский бас Михаил Петренко захватил ярким артистизмом с первого же номера – арии Кончака, порадовав органным звучанием низов. Однако не все оказалось безоблачно и у него: в короле Рене из «Иоланты» и куплетах Мефистофеля из «Фауста» певец испытывал заметные трудности на верхних нотах, которые выходили широкими и заваленными по вокальной позиции, часто недодержанными по длительности. Но финал его выступления оставил позитивное впечатление – знаменитая «Клевета» Россини была спета-сыграна с большим куражом.
Пение Юлии Маточкиной отличалось подкупающей стабильностью и состоятельностью в избранных фрагментах – Марфа из «Хованщины», Любаша, Кармен, Далила: давно и хорошо сделанные роли артистке по голосу и мастерству. Наиболее проникновенно прозвучала, пожалуй, героиня Римского-Корсакова – она абсолютно подходит певице не только по вокальным кондициям, но и по органике образа. Впрочем, все французские номера (кроме упомянутых, еще и Баркарола из «Сказок Гофмана») отличались изяществом и хорошим фонетическим решением, чувствовалось, что традиции французской вокальной музыки проработаны Маточкиной основательно и пение на этом языке и в этой стилистике для нее очень естественно и гармонично.
Лидером квартета по совокупности характеристик оказался тенор из «Новой оперы»: и каватина Владимира Игоревича, и предсмертная исповедь Ленского прозвучали у Татаринцева с истинно русской раздольностью и задушевностью, переливчатость обертонов служила верному выстраиванию экспрессии. В арии де Грие из «Манон» Массне певец сделал звук более матовым, соответствующим французской традиции, а в дуэте из «Любовного напитка», напротив, развернул во всем блеске звонкое итальянское брио, к тому же великолепно по комедийному наполнению обыграв номер с бутылкой вина и попыткой «охмурить» несговорчивую кокетку Адину.
Фото предоставлены пресс-службой концертного зала «Зарядье»
Поделиться:
