Top.Mail.Ru
Премия
04.12.2025
Юбилей «Онегина»
В последние дни осени в Петербурге прошли мероприятия десятой по счету Национальной оперной премии «Онегин»

Альтернатив у «Онегина» почти нет: разве что «Каста дива», перебравшаяся ныне в Нижний Новгород, где прошла ее последняя церемония. Есть оперные номинации у «Золотой маски», но они «размазаны» в общем театральном контексте; есть премия «Легенда» у фестиваля «Видеть музыку», но и там она не оперная, а касается музыкального театра в целом. Стало быть, узкопрофессиональных оперных наград в стране не так уж много. Нет их и на государственном уровне, ведь звания заслуженного/народного артиста и другие подобные получают отнюдь не только деятели оперного театра, в отличие, например, от немецкоязычных и скандинавских стран, где «каммерзенгер» – сугубо музыкальное (и даже ýже – оперное, несмотря на свое название) очень почетное и высокое звание.

Премия «Онегин» – лишний повод напомнить об опере в информационном пространстве, прозвучать на всю страну, и в том числе поэтому очень нужна. Опера нуждается в дополнительном внимании, особенно это касается российских регионов. Вручение премии – большой праздник, но в оперном королевстве сегодня не до праздников, дела идут неблестяще. И не только в России: общемировые тенденции весьма плачевные. Опера находится в глубоком кризисе – и по части рождения новых произведений, и по части интерпретации (диктат режиссерского радикализма, зачастую лишенного здравого смысла), и по части певческого искусства (бездумная эксплуатация голосов, потогонная конвейерная система контактов, стилевые эксперименты и пр.). Опера испытывает жесточайшую конкуренцию со стороны других театральных жанров, широкого спектра продуктов индустрии развлечений и не слишком-то выигрывает. Да, оперные театры в основном не пустуют, особенно в столицах и на премьерах, но по статистическим и социологическим оценкам их посещает не более одного процента населения.

В России опера традиционно уступает балету, ранее (в советское время) стабильно проигрывала еще и оперетте, теперь же – и мюзиклу. Показательный момент: русская оперная школа исторически считается четвертой по значимости после итальянской, французской и немецкой, а профессионального издания (журнала/специализированного веб-портала) – наподобие американской OperaNews, британской Opera, немецких Opernglas и Opernwelt или франко-бельгийской Forum Opera – не было и нет (в отличие от существующего с 1981 года журнала «Балет»). Оперной премии «Онегин», конечно, не под силу исправить все перечисленные (и многие еще) проблемы, но самим фактом своего существования и прославленными именами, которые покровительствуют ей и принимают участие в ее существовании, она привлекает внимание к жанру как таковому.

События в Северной столице на этот раз растянулись на три дня. В «Санктъ-Петербург Опере» и Капелле имени Глинки прошел III оперный форум «Онегинские встречи», посвященный разнообразным проблемам и аспектам оперного искусства. В Эрмитаже состоялся концерт номинантов этого года – к сожалению, далеко не всех, но свежие, сильные, яркие и уже во многом очень умелые голоса якутской сопрано Екатерины Захаровой, приморской меццо Лауры Бустаманте и михайловского тенора Егора Мартыненко радовали обаянием молодости и роскошью тембров.

Центральным событием стала церемония в Мариинском театре, где вручались многочисленные бронзовые статуэтки «Онегина» и прозвучало немало теплых слов. Порой, казалось, что слов было слишком много (ведущие Сати Спивакова и Вадим Верник явно переборщили), – праздник длился более четырех часов, и к его концу публика заметно поредела. Но обилие номинаций и номинантов – это скорее плюс: оперная Россия широка, талантов немало, поощрить хочется многих.

На юбилейную премию пришло рекордное количество заявок – более полутора сотен, потому конкуренция была нешуточной. Большинство имен – новые, для них это – большой аванс, им еще предстоит доказать свое право на место в большом искусстве. Но есть и те, чьи имена уже звучат громко и в российском, и в мировом контексте: например, сопрано Надежда Павлова, баритон Андрей Батуркин, режиссер Дмитрий Бертман. Кроме конкурсных номинаций, особенно трогательны почетные, отдающие дань уважения большим артистам прошлого. В этот раз премия вспомнила о Тамаре Милашкиной и Алексее Стеблянко.

Концертную программу церемонии закрыли пять вокалистов из России, Армении и Южной Кореи, певшие главным образом сольно и чуть-чуть в дуэтах. Безупречными оказались лишь московские дивы – юная Полина Шароварова, блеснувшая беллиниевскими Адальжизой и Ромео, а также Розиной Россини, и маститая Хибла Герзмава, эталонно спевшая фрагменты из «Нормы». Этой красивой точкой дива решила завершить свое пятилетнее президентство в «Онегине» – теперь после нее и первого главы институции Сергея Лейферкуса премию ожидает новый, третий руководитель. Кто им станет – этим «Онегин» всерьез заинтриговал оперное сообщество России… 

Фото – Елена Бледных

Фотоальбом
X Национальная оперная премия Онегин-1, фото Елена Бледных X Национальная оперная премия Онегин-2, фото Елена Бледных Алена Диянова, лауреат в номинации Гость, фото Елена Бледных Екатерина Захарова, СахаОпераБалет, лауреат в номинации Фаворит, фото Елена Бледных Кангиён Шайн Ли, фото Елена Бледных Маргарита Глазунова-1, лауреат в номинации Роль второго плана, фото Елена Бледных Сати Спивакова и Вадим Верник, фото Елена Бледных Театр Стрекоза, лауреат в номинации Фаворит, фото Елена Бледных X Национальная оперная премия Онегин, фото Елена Бледных Хибла Герзмава и Полина Шароварова, фото Елена Бледных Элен Егиазарян, фото Елена Бледных

Поделиться:

Наверх