Многие поколения выросли на музыке Андрея Петрова, она стала неотъемлемой частью не только отечественного кинематографа, но и филармонических залов. Композитор, который умел своей музыкой говорить просто и легко о вещах совсем непростых, дать исчерпывающую характеристику происходящему в кадре, на сцене или в жизни с помощью одного точного, мастерского штриха, Андрей Петров стал частью культурного кода отечественного музыкального искусства. И все, к чему прикасался его талант, сияло не менее ярко. Его мелодии, которые, однажды прозвучав, уходили в народ, обретая новую жизнь Его семья, блистающая талантами. И, конечно же, школа, которая носит его имя.
Первые шаги
В 1925 году в Ленинграде была открыта Детская музыкальная школа-студия. Она располагалась в средней школе №181 Петроградского района, где ей было отведено восемь учебных классов. Изначально в школе были открыты фортепианное и струнное отделения. С середины 30-х годов начал работу духовой отдел. В 1930 году студии присвоили статус школы, а в 1936 было предоставлено собственное здание – бывший особняк графа Витте, возведенный в конце XIX века по проекту архитектора Э.Ф. Вирриха на Каменноостровском проспекте, дом 5.
Неопалимая купина
В 1941 года школа продолжала занятия – желание познавать прекрасное, жить в мире искусства оказалось сильнее ужасов войны. В здании школы размещались военкомат, госпиталь и общеобразовательные классы. Занятия проходили на квартирах преподавателей, там же принимали зачеты. Иногда уроки музыки приходилось проводить в крохотных помещениях служебного дворового флигеля. Школа трижды подвергалась артобстрелам, здание получило наружные и внутренние повреждения, пострадал инвентарь и музыкальные инструменты. Но, несмотря ни на что, жизнь продолжалась. Весной и летом 1942 года концертная бригада, созданная в школе, выступала перед ранеными в госпиталях района. В отчете ДМШ Петроградского района за 1943 год упоминается, что актив педагогов и учащихся был награжден медалью «За оборону Ленинграда».
Под мирным небом
Великая Победа принесла долгожданный мир – вместе с родным городом музыкальная школа залечивала раны и расцветала. Ее история написана выдающимися и талантливыми преподавателями, которые на протяжении разных лет сохраняли и передавали своим ученикам традиции Петербургской исполнительской школы.
На протяжении разных лет на фортепианном отделе школе работали: М.Н. Баринова, Б.Я. Бурштейн, В.М. Гейликман, Е.А. Фонберштейн, Ф. А. Цареградский, Э.Л. Вилянская, О.А. Курнавина и многие-многие другие. Одним из первых директоров школы был А.Д. Печников, преподаватель класса скрипки в Петроградской народной консерватории, один из создателей и участников Квартета имени Глазунова. В школе он вел класс скрипки с 1934 года, создал симфонический детский школьный оркестр, которым руководил много лет.
ДМШ имени Петрова - одна из немногих в Петербурге, где издавна существовал класс арфы. В 1939 году сюда пришла учиться восьмилетняя Галина Виноградова, а в 1963 году Галина Михайловна Виноградова, уже педагог и профессиональный музыкант, после долгого перерыва открыла класс арфы и преподавала здесь на протяжении 56 лет. В 1967 году начал работу класс баянов-аккордеонов, в 1972 году был основан хоровой отдел.
В 1974 году начались занятия класса композиции. С 1998 начал работу отдел струнных народных инструментов (гитара), в 1999 году был открыт класс домры, в 2002 году класс балалайки. В 2010 году в школе был организован оркестр струнных народных инструментов.
В 2007 году произошло знаменательное событие: распоряжением Комитета по культуре Санкт-Петербурга музыкальной школе было присвоено имя известного композитора Андрея Павловича Петрова. Это решение не было случайным. А.П. Петров на протяжении многих лет жил и работал в Петроградском районе, был частым гостем школы, в которой сначала училась, а потом работала в классе композиции его дочь, композитор Ольга Петрова, училась внучка, певица и актриса Манана Гогитидзе. В этом же 2007 году школу возглавила Наталья Георгиевна Коцарева.
Новейшая история
Одним из значимых творческих проектов школы является Детский композиторско-исполнительский конкурс имени Андрея Петрова «Бывает всё на свете хорошо». Идея конкурса принадлежит Ирине Викторовне Цеслюкевич, члену Союза композиторов России. Ирина Викторовна в 1984 году сменила Ольгу Петрову в качестве руководителя класса композиции.
Начиная с 2006 года, конкурс проводится ежегодно. Изначально он был только композиторским и проходил среди учащихся музыкальной школы. Позднее к организации и проведению Конкурса подключился Фонд Андрея Петрова, который включил детский конкурс в уже существующий большой Всероссийский конкурс композиторов имени Андрея Петрова. К композиторской номинации добавилась исполнительская номинация. А спустя несколько лет конкурс «Бывает все на свете хорошо» отделился от взрослого конкурса композиторов и стал абсолютно самостоятельным.
В конкурсе принимают участие юные музыканты Северо-Западного региона России, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов нашей страны. Каждый год конкурс расширяет географию, привлекая всё больше участников. Программа конкурса обширна и разнообразна – помимо соревновательной составляющей, проводятся мастер-классы для юных композиторов, солистов и ансамблей.
В Гала-концерте лауреаты конкурса получают уникальную возможность выступить с симфоническим оркестром, а также услышать свои произведения в исполнении одного из лучших оркестров Петербурга под управлением Михаила Голикова, Народного артиста Кабардино-Балкарской Республики.
С 2007 года школа организует и проводит ежегодную Городскую теоретическую конференцию, посвященную юбилейным музыкальным датам и знаменательным событиям года. Конференция стала формой организации исследовательской музыкальной деятельности для ребят, обучающихся на различных отделениях: это значительное событие в жизни учащихся и преподавателей, которое дает возможность расширения творческих контактов представителей различных учебных заведений. На конференциях освещаются вопросы творчества не только композиторов-классиков, но и современных авторов. Особый интерес представляют темы, посвященные мастерам русского балета, актуальным вопросам киномузыки, становлению и развитию джаза. Незабываемыми останутся встречи с гостями конференции – Сергеем Баневичем, Наталией Петровой, Натальей Гаврилиной, Верой Таривердиевой, Аркадием Штейнлухтом, Ольгой Петровой. Опыт многолетнего проведения конференции убеждает, что это необходимая платформа для новых ярких музыкальных открытий, интеллектуальных поисков и незабываемых творческих встреч.
С 2010 года на базе Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга по инициативе главного дирижера, народного артиста России Александра Владиславовича Чернушенко и преподавателя школы Александра Львовича Хазанова реализуется масштабный проект «Международный оркестровый институт». Это новый формат образовательных программ для молодого поколения музыкантов, который предоставляет возможность повысить профессиональное мастерство в ходе работы с симфоническим оркестром. Уже 15 лет в рамках проекта учащиеся выступают с солистами оркестра Капеллы и в качестве солистов в сопровождении оркестра с такими дирижерами, как Александр Чернушенко, Иван Столбов, Максим Вальков, Виктор Соболев, Михаил Леонтьев, Илья Дербилов. Благодаря ранней профессиональной ориентации многие выпускники продолжили свое музыкальное образование.
Школа гордится выдающимися музыкантами, которые учились здесь в разные годы. Среди них Народный артист СССР Владимир Спиваков, Народная артистка РСФСР Антонина Казарина, заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Колкер, Народный артист Российской Федерации Лев Клычков, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Ольга Петрова, дважды лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Манана Гогитидзе, лауреат российских и международных конкурсов, солистка Мариинского театра Ольга Пудова, бессменный директор Театра «Родом из блокады» Людмила Демидова и многие другие.
Еще одна традиция сложилась в школе – возвращаться в alma mater. Среди сегодняшних преподавателей школы немало её бывших учеников, которые, получив профессиональное образование, вернулись в родные стены.
Благодаря профессиональной работе преподавателей сохраняется дух школы – истинно петербургский, сложившийся исторически. И это – одно из главных ее достижений.
Школа принимает активное участие в различных мероприятиях. Стало доброй традицией учащихся и преподавателей открывать сезон «Летних концертов в Сквере Андрея Петрова» на Каменноостровском проспекте. Школа успешно продолжает традиции концертно-просветительской работы, участвуя в абонементных концертах, проводимых «Петербург-концертом». Солисты, ансамбли, хоровые коллективы и оркестры школы регулярно выступают в лучших концертных залах Петербурга: в Большом и Малом залах Филармонии, в зале Академической Капеллы им. М.И. Глинки, в концертных залах Мариинского театра – 2, в Лютеранско-евангелической церкви Святой Марии.
В течение многих лет ученики школы регулярно принимают участие в престижных международных фестивалях и конкурсах в нашей стране и за рубежом. Многие из них прославили имя школы, став лауреатами и дипломантами.
На исторической сцене капеллы
100-летний юбилей Санкт-Петербургская детская музыкальная школа имени Андрея Петрова отметила праздничным концертом в Академической Капелле Санкт-Петербурга 18 ноября 2025 года. В концерте приняли участие учащиеся школы и её выпускники, продолжающие своё профессиональное образование. В программе – произведения русских и зарубежных композиторов в оригинальном исполнении и переложениях для различных инструментальных составов. И, конечно же, бессмертная музыка Андрея Петрова. Она лейтмотивом шла через весь концерт - Цыганская рапсодия, Мелодия из к/ф «Гараж», Марш из кинофильма «Жестокий романс».
Завершился вечер грандиозным финальным аккордом. В исполнении сводного хора и духового оркестра школы прозвучал Гимн великому городу Рейнгольда Глиэра.
***
Признавшись в любви несокрушимому, вечно молодому Державному Граду, одна из старейших школ великого города вступила во второе столетие своей истории. Школа продолжит свой путь и свою важную миссию, которая заключается не только в формировании профессиональных музыкантов, но и в воспитании ценителей музыкального искусства, просвещенных любителей музыки. День окончания школы не становится для ее выпускников днем прощания с музыкой. Музыка остается с ними на всю жизнь. Как и сама alma mater – школа, которая сумела им показать, каким образом прекрасная музыка может сделать так, что даже в наполненном проблемами мире все бывает хорошо…
Репортаж телеканала «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»
Поделиться:

