Top.Mail.Ru
Приношение Баснеру
В петербургской лютеранской церкви Святого Иоанна (Яани Кирик) состоялся концерт, посвященный столетию со дня рождения Вениамина Баснера, получивший название от одной из его самых лиричных песен – «Березовый сок»

Если мы захотим назвать композиторов, чья музыка обрела всенародную любовь, имя Баснера вспомнится в числе первых. Но прежде всего Вениамин Ефимович – родной, «здешний» в Петербурге, где создал мелодии, принесшие столько радости советскому, российскому народу.

Творчество Баснера многогранно – от песен до симфонических полотен, от написанных демократичным языком оперетт до камерных и оркестровых сочинений, в чем-то элитарных. Программа в Яани Кирик сфокусировалась на жанрах «массовой адресации» – песнях и фрагментах из музыки к кинофильмам. Баснеровская музыка, открытая всем людям, щедрая на чувства и красóты, предстала свежо и разнообразно, знакомые с детства мелодии воспринимались так, будто были услышаны впервые.

Большинство произведений, прозвучавших в первом отделении, вокальном, главным образом хоровом, – из самых знаменитых. Это своего рода «исторические камни» – самоцветы в сокровищнице советского песенного искусства, несущие в себе отблеск нашей истории, нашей памяти. В переложении для женского хора, акварельно прозрачном, окрашенном теплой эмоциональностью, эти песни по-особому трогательны, проникновенны. Выполненные хормейстером и композитором Сергеем Екимовым переложения создали лирический настрой концерта, обозначенный в его названии.

В простых, неподражаемых в своей первозданности мелодиях – вехи человеческой жизни. Детство («Крестики-нолики»), любовь («Я хотела б позабыть»), но есть среди этих вех и война. Взгляд в ее пекло, в ее безысходные будни брошен композитором из мирных лет в песне «На безымянной высоте»; ее светлая цель, священный триумф звучит в диалоге с Победой («Как, скажи, тебя зовут»). В военных песнях Баснера есть и мощный трагический накал, и патетический размах. В версии Екимова, в исполнении Концертного хора Института культуры и солистов (Александр Пахмутов, баритон, Дарья Гаврилова, сопрано) раскрылась их особая доверительность, отчетливо проступил утешительный тон сопереживания.

Сергей Екимов выступил в трех ролях: автор аранжировки, дирижер и ведущий. В его дирижерской манере есть уверенное, спокойное мастерство: ничто существенное не упущено, ничто лишнее не допущено. Но эта манера далека от сухого, рассудочного капельмейстерства, ее главное достоинство – органичная пластичность, чуткость к дыханию и певцов, и музыкальной материи. Большое обаяние заключено в том, как под плавными движениями рук хормейстера разворачиваются мелодические фразы, раскрывается форма. И это же обаяние, на которое живо откликается зал, заключалось в комментариях Екимова-ведущего, непринужденно – без претензий на заявления и обобщения – сближавшего публику с композитором, его музыкой.             

Второе отделение концерта было инструментальным. Его герои – молодежный оркестр «Терема» и дирижер Андрей Долгов – представили яркое и насыщенное, полное всяческих звонов, гулов и резонансов звучание русского народного оркестра, составившее разительный контраст с трепетной палитрой женского хора. И в этом контрасте музыка Баснера приобрела новое обличье, как бы расцветилась пестрыми бликами.  

Наряду с песнями «Терема» исполнили оркестровые номера из киномузыки Баснера. Впрочем, почти все его песни исходно написаны для фильмов, пришли в народ с экранов. На концерте поневоле думалось о том, что многие из этих фильмов забылись, а песни остались. И не просто остались, а любимы публикой так же, как во времена их появления на свет, пробуждают в музыкантах творческий энтузиазм. Вместе с тем программа «Теремов» принесла открытия: оркестровые пьесы, звучащие в фильмах фоном, отдельно от видеоряда буквально засверкали, чему способствовала, конечно, и неожиданная нарядная инструментовка.

Вот, например, саундтрек из «Полосатого рейса». В числе сотни с лишним фильмов, для которых Баснер написал музыку, эта уморительная комедия относится не к проходным, а к незабываемым. Увлеченные очаровательной ерундой на экране, зрители даже не замечают, насколько велик вклад музыки в феерический комедийный эффект. Эта музыка так остроумна, что уже сама по себе приключение, ничуть не менее забавное, чем история о переполохе, вызванном тиграми на корабле.

Почему-то мало кому известен тот факт, что Баснер является автором музыкального оформления знаменитой комедии. Другое дело – «Возмездие и победа» из фильма «Судьба человека». Пьеса, в которой звуковой рассказ об одолении врага переходит в победное ликование, относится к числу хрестоматийных образцов киномузыки. Именно этой пьесой завершился концерт в Яани Кирик, став логичным финалом события. В броском колорите оркестра народных инструментов она прозвучала с новой праздничностью.         

Так же, как Сергей Екимов, Андрей Долгов выступил и автором переложений (оркестровок), и дирижером, и ведущим. Во всех трех качествах он проявил себя превосходно: крепкий профессионализм, изобретательность в аранжировках, тактичность и энергия в дирижировании, а главное, погруженность в стихию русского народного оркестра. Вообще, «Терема» – оркестр, выделяющийся своеобразием и обаянием. Азарт этого коллектива, помноженный на отличную технику и музыкальность, обещает в перспективе заслуженный звездный статус. 

Украшением концерта стали мастерские выступления солистов – певца Александра Пахмутова и балалаечника Евгения Желинского, с большой эмоциональной отдачей исполнивших в сопровождении «Теремов» знаменитые баснеровские песни.

…Весь уходящий год был наполнен событиями, посвященными столетию Вениамина Баснера. Его музыка звучала в различных пространствах Петербурга, начиная от Большого зала филармонии. И не просто удачно, но глубоко верно, что череда этих событий завершилась на светлой волне. 

Автор фото — Вера Безрукова

Фотоальбом
КОНЦЕРТНЫЙ ХОР института культуры дир. Сергей Екимов КОНЦЕРТНЫЙ ХОР института культуры дир. Сергей Екимов Александр Пахмутов, баритон Андрей Долгов и Молодежный оркестр национальных инструментов ТЕРЕМА Андрей Долгов Евгений Желинский КОНЦЕРТНЫЙ ХОР института культуры КОНЦЕРТНЫЙ ХОР института культуры дир. Сергей Екимов Концерт-приношение Вениамину Баснеру Молодежный оркестр национальных инструментов ТЕРЕМА дирижер Андрей Долгов Сергей Екимов

Поделиться:

Наверх