История Санкт-Петербургской городской детской художественной школы имени Г.Н. Антонова длится уже более века. В 2018 школа отметила столетний юбилей, в этом же году по итогам Общероссийского конкурса вошла в список «50 лучших школ искусств». Уровень образования в одном из старейших учреждений дополнительного образования России соответствует самым высоким современным требованиям. Постоянное совершенствование навыков и методов в контексте актуальных тенденций искусства в синтезе с мощной базой классической живописи создает индивидуальный художественный стиль и творческий облик школы: в ГДХШ чтут и бережно хранят традиции, передавая из поколения в поколение бесценный опыт корифеев. Методический и архивный фонд работ учащихся всех лет не просто история, память – это достояние культурной жизни Северной столицы. Постоянно организуются экспозиции работ учащихся разных лет на городских и региональных площадках – в музеях, библиотеках, школах города.
Творческое развитие, движение вперед, новые достижения и победы становятся возможными благодаря профессионализму коллектива, высокому уровню преподавания всех предметов, а также постоянному обновлению, развитию, модернизации инфраструктуры школы, которая осуществляется благодаря участию в национальных проектах России.
В 2025 году на смену нацпроекту «Культура» пришел национальный проект «Семья, в рамках которого реализуется федеральный проект «Семейные ценности и инфраструктура культуры». Цель проекта — обновление инфраструктуры музеев, театров, библиотек, клубов, школ искусств, кинозалов, а также создание комфортных условий для активного досуга семей. Национальный проект «Семья» направлен на укрепление института семьи, поддержку семейных ценностей и создание комфортных условий для развития и досуга всех поколений. Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры культуры, которая играет ключевую роль в формировании духовно-нравственных основ общества. Детские школы искусств являются важным звеном в культурном воспитании подрастающего поколения, поэтому их оснащение и всесторонняя поддержка находятся в сфере постоянного внимания Правительства и Губернатора Петербурга. Александр Беглов отметил, что школы искусств позволяют выявлять и развивать способности каждого ученика и для ребят должны быть созданы все условия, в том числе современная техника, оборудование, качественные учебные пособия.
В результате реализации средств, выделенных в этом году в рамках Национального проекта «Семья», первого сентября наша школа встретила ребят обновленная. Новые красивые лакированные мольберты еще со свежим запахом древесины вдохновляли к работе, мы искренне впечатлены качеством и функциональностью художественных мольбертов, они не только прочные и устойчивые, но и удобные в использовании для юных учеников. Мольберты чистые, посторонние надписи не отвлекают глаз учащихся во время работы от постановок. Удобная регулировка угла наклона доски под лист бумаги позволяет каждому ученику работать в комфортной позе, что особенно важно на длительных занятиях. Дизайн лаконичный и современный — мольберты отлично вписываются в интерьер учебных пространств и визуально стимулируют творческую атмосферу.
Также для учеников приобретены новые табуреты для постановок натюрмортов, у которых есть высокая натюрмортная плоскость, что позволит поднять линию горизонта в постановках. Для создания выразительного образа важно правильно выбирать тот или иной ракурс предметов и положение линии горизонта. Для каждого художника хорошей привычкой будет потренироваться в работе с горизонтом и уровнем глаз на каждом рисунке перед тем, как приступить к работе.
Мы получили возможность пополнить библиотечный фонд и приобрести необходимое оборудование для проведения занятий. Были приобретены новые издания книг по общей истории искусств, истории ДПИ, рабочие тетради серии «Чудесный город» для изучения истории Санкт-Петербурга. Прекрасные иллюстрации позволяют заинтересовать учащихся и сделать процесс более увлекательным, а также побуждают ребят к самостоятельному чтению, что крайне важно в настоящее время. Благодаря удобному формату рабочих тетрадей по истории города появилась возможность закреплять с ребятами пройденный материал, работая с контурными картами. У каждого ученика есть теперь собственный наглядный материал, что способствует запоминанию информации и позволяет при необходимости повторять пройденное на уроке.
Среди книг, приобретенных для школы, особое значение имеют учебно-методические пособия по основным предметам, такие как «Начальный рисунок» С. Андрияки, «Академическое обучение изобразительному искусству» В.С. Шарова, «Основы рисунка с натуры. Изображение человека» Г. Баммеса, «База академического рисунка. Фигура человека. Голова» Рыжкова, издание акварелей «Цветы. Шедевры иллюстраций ботанического каталога» П.Ж. Редуте и в дополнение к ним «Искусство формы» и «Искусство цвета» И. Иттен, а также интереснейшая книга Бориса Раушенбаха «Геометрия картины и зрительное восприятие», подарочные издания «Эксмо» «Рисование. Цвет и свет» и «Дизайн».
Наибольшее количество новоприобретенных книг составляют издания по истории искусства. В первую очередь нужно отметить роскошные академические альбомы фото и репродукции в сопровождении текстов из дореволюционного трехтомника «История искусства» П. Гнедича в твёрдых футлярах («Мировая архитектура», «Мировая живопись, «Искусство Ренессанса», «Прерафаэлиты», «Импрессионисты»). Очень полезны будут школьные учебники базового уровня по истории искусства для 10 и 11 классов Г.И. Даниловой и обстоятельный общий курс Эрнста Гомбриха «История искусства», монографии о русском искусстве иконописи С. Бириной и Н. Кайя. Очень интересны издания по современному искусству: «Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель» М.С. Штиглица, Б. Кирикова и «Плакат. Книжная графика. Журнальная графика. Газетный фотомонтаж. 1922-1937» Г. Клуцис. В. Кулагин. Книги «История моды. С 1850-х годов до наших дней» Коул, Дейл и «Стили в мебели» автор Дюла Кес - прекрасное дополнение к общим курсам, а издание по истории Санкт-Петербурга очень помогает урокам 2 класса, посвященным нашему городу. Многие издания не были отмечены в этом обзоре, однако все, что закуплено школой, будет востребовано при проведении школьных занятий.
В класс лепки закупили долгожданный сушильный шкаф для подготовки обжига керамики. Основная цель сушилок для глины —это получение равномерно и полностью высохшего изделия для ускорения процесса обжига. Теперь с этим электрошкафом мы проводим профессиональную подготовку всего процесса обжига. Скульптурные работы учеников нашей школы постоянно участвуют в различных конкурсах. Работы детей для участия в них должны быть представлены в обожжённом виде — это обязательное требование.
В каждом классе появились новые интерактивные панели, они стали настоящим открытием для нашей художественной школы. Панели помогли расширить возможности подачи материала во время учебного процесса, сделав его более динамичным, наглядным и вовлекающим. Одно из главных преимуществ — возможность демонстрировать художественные техники в процессе урока с высокой детализацией, показывая образцы художественных произведений на экране. Преподаватели могут показывать мазки кисти, смешение цветов, построение композиции и перспективу прямо на подобранных образцах, используя интернет, масштабируя изображение так, чтобы каждый ученик видел мельчайшие детали. Это особенно ценно для начинающих художников, которые часто упускают нюансы, удобно при изучении графики, иллюстрации и живописи. Новые технологии вдохновляют детей, они с удовольствием участвуют в уроках, пробуют новые форматы изучения материала.
Информационные технологии оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Школа приобрела новые компьютеры и ноутбуки. Компьютер на столе педагога – это не экзотика, а инструмент для профессиональной и творческой работы. Компьютерные технологии – это уже реальность, которую используют в своей работе учителя нашей школы. Использование компьютеров в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении и повторении. В классе истории искусств ноутбук сопряжен с проектором, это позволяет преподавателю, подготовив учебный материал, вывести его на экран для наглядности и донести информацию до учащихся максимально понятно и эффективно.
Применение компьютеров на уроке поможет более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке, позволит реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.
Особое восхищение вызывает приобретение нового дорогостоящего оборудования, печатного офортного станка — настоящая находка для уроков печатной графики! Наш графический офортный станок мобильный, его можно перевезти в любой кабинет, теперь у юных художников появилась возможность научиться новой графической технике. С помощью этого оборудования можно печатать гравюры, монотипии и пр. Он прост в освоении, безопасен для детей. Позволяет получать чёткие, качественные оттиски. Благодаря нему наши ученики могут в полной мере прочувствовать процесс создания высокой гравюры. Большие размеры станка увеличивают вариативность создания детских произведений. Есть возможность создавать гравюры выставочного формата А1 и А2. Постепенно мечты художественной школы превращаются в реальность! Теперь работы юных художников будут покорять биеннале графики Санкт-Петербурга и всей страны.
Световые планшеты — незаменимые универсальные инструменты для художников, которые хотят улучшить свои произведения искусства. Световые планшеты предлагают художникам множество преимуществ, вот некоторые распространенные варианты их использования: легкие планшеты можно использовать для рисования или черчения от руки, особенно при работе с тонкими или деликатными материалами, такими как калька, художники могут использовать световые планшеты, чтобы перенести подробный эскиз на бумагу перед началом процесса рисования. Световые планшеты помогают повысить точность и аккуратность рисования, позволяют легко корректировать композицию и экономят время, устраняя необходимость создания нескольких эскизов.
В учебные классы нашей школы были закуплены шкафы-драйверы, выполненные из качественного металла. Шкафы-драйверы - надежный способ хранить работы учащихся как текущего года обучения, так и Архивный и методический фонды. Они заменили старые деревянные шкафы с открытыми полками, где хранились папки с работами: от частого использования они теряли аккуратный вид. Шкафы обеспечивают удобство работы с архивом — ящики полностью выдвигаются, поэтому любую единицу хранения можно быстро достать и положить обратно. Установленные на отделения замки позволяют исключить несанкционированный доступ к содержимому. Каждый выдвижной ящик можно подписать, что обеспечивает систематизированное и аккуратное хранение художественных работ. 93% приобретенного оборудования произведено российскими производителями.
Все наши приобретения – вклад в решение приоритетных задач социального и культурного развития нашего города. Они важны не только как улучшение материальной базы, в конечном счете – это стимул нашего движения вперед, реализации творческих инициатив самой разной направленности, залог наших будущих побед.
Директор Санкт-Петербургской городской детской художественной школы имени Г.Н. Антонова
Инна Олеговна Борисова
Поделиться:
