Top.Mail.Ru
Барочное новоселье
Вокальный ансамбль Arielle выступил в московском Центре исполнительских искусств на Добрынинской, который становится отныне его домом

Этому коллективу уже более десяти лет, и под руководством своей создательницы Эльмиры Дадашевой он успел зарекомендовать себя интересной творческой единицей на концертной карте Москвы: сотрудничает с ведущими оркестрами и музыкантами, участвует в российских и зарубежных фестивалях, а также в оперных постановках и исполнении различных музыкально-театральных сочинений.

С нынешнего сезона Arielle — резидент Центра на Добрынинской (бывший «Градский-холл»). С одной стороны, это классическая «сталинка», с другой — внутри сплошной хай-тек: все вместе как нельзя лучшее соответствует ансамблю Дадашевой, сугубо академическому, но стремящемуся к эстетике современного звучания, объединяющему в исполнении европейскую легкость (и филигранность техники) с богатством «русского саунда».

К сентябрьскому концерту Arielle подготовил программу из хоровой музыки русского барокко — выдающиеся духовные сочинения русских и работавших в России итальянских композиторов XVII-XVIII веков. Уникальному пласту музыкальной культуры, в котором исконно русское гармонично сочеталось с европейским, а строгая духовность — с барочной роскошью, Arielle отдал щедрую дань, исполнив дюжину сочинений.

Открыли выступление четыре произведения Василия Титова. Пышная торжественность двенадцатиголосного хора «Благослови душе» сменялась минорным лиризмом восьмиголосного хора «Безневестная дева», за ним последовала колоратурная перекличка вновь двенадцатиголосного хора «Достойно есть»; завершил титовскую часть партесный концерт для двенадцати голосов «Веселитеся, праведнии», в котором композитор мастерски имитирует колокольный перезвон. Плотный, сочный звук ансамбля сообщил этой музыке особую фактурность, монументальность, «оркестральность», средствами лишь вокальной выразительности достигнув настоящего ораториального размаха.

Вторая треть программы включала в себя духовные концерты Бальдассаре Галуппи «Плотию уснув» и «Единородный сыне», а также хоры Джузеппе Сарти «Радуйтеся, людие» и «Ныне силой небесной». При церковнославянских текстах музыка всех четырех хоров очень итальянская, напоминающая стиль Перголези и других великих классиков эпохи. Для ее интерпретации пригодились свойственные ансамблю вокальная гибкость и утонченность манеры пения, когда голосовое богатство подчинено точности и пластичности звуковедения, выстраиванию хорошего баланса между партиями. Красота, яркость и колоритность голосов хористов были словно укрощены маэстриной Дадашевой в пользу изящества стиля.

Третью часть программы составили известные сочинения Степана Дегтярева, Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского, учившихся у итальянцев, но сумевших в значительной мере преодолеть италоманию, не утратив при этом почерпнутого мастерства. Здесь уже очевидна русская суть музыкального мышления, предвосхищающая глинкинский метод соединения национальной основы с европейскими принципами композиции. Особенно проникновенно прозвучали концерт Березовского «Не отвержи» (правда, тут не вполне удачным оказалось сопрановое соло) и 7-я Херувимская Бортнянского.

Русское и «руссифицированное» барокко предстало в исполнении ансамбля Arielle наипривлекательнейшей музыкальной вселенной, где средствами акапельного пения удачно решаются не только чисто хоровые, но и задачи сольного исполнительства, и в отсутствии инструментального сопровождения при необходимости создается иллюзия многомерного кантатно-ораториального стиля.

Фотоальбом

Поделиться:

Наверх