Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.09.2018
ДМШ КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ: «Я В МИР УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭТОТ ПРИШЕЛ…»
В ноябре ДМШ Комсомольска-на-Амуре отметит 70-летие. О достижениях, победах, заботах и планах на будущее мы поговорили с директором школы, заслуженным работником культуры Российской Федерации Ольгой Николаевной Курбатовой.

Ольга Николаевна, школе семь десятков лет – позади целая жизнь. С чего все начиналось?

С обычной квартиры в жилом доме. Именно там в 1948 году, когда нашему городу было всего шестнадцать лет, открыли первую музыкальную школу. А сегодня помещения ДМШ расположены в трех крупных микрорайонах Комсомольска-на-Амуре. Школа стала не только центром музыкальной культуры в городе, но и масштабной образовательной системой, которая сложилась в результате объединения в 1997 году четырех городских музыкальных школ в одну. На сегодняшний день у нас учится около тысячи двухсот человек. За 70 лет существования музыкальная школа дала путевку в жизнь более 10 тысячам выпускников по разным специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель, баян, аккордеон, струнные, духовые, ударные и другие.

Школа долгие годы занимает лидирующее положение в Хабаровском крае. Благодаря чему, на ваш взгляд?

- Благодаря профессионализму педагогического коллектива. Наши преподаватели трижды побеждали в Общероссийском конкурсе «Лучший преподаватель детской школы искусств». В 2011 году – Наследова Наталья Викторовна, в 2017-м – Иовенко Юлия Евгеньевна, в 2018-м – Пахомушкина Ольга Владимировна. Многие из наших выпускников, окончив музыкальные училища и вузы, вернулись работать в родную школу. Сегодня у нас – около 100 преподавателей, большая часть из которых высшей и первой категории. И более 80% преподавательского состава составляют выпускники. С нашим замечательным коллективом за последние десять лет мы шесть раз побеждали в краевом конкурсе на звание лучшей школы Хабаровского края. А в 2015 году вошли в число победителей Общероссийского конкурса «50 лучших школ России».

У таких учителей наверняка талантливые ученики.

– Да, уровень преподавания в школе постоянно подтверждается победами наших учеников в различных конкурсах. Так, в июле 2018 года в Малом зале им. М.И. Глинки Санкт-Петербургской филармонии проходил VII Международный конкурс юных вокалистов им. Елены Образцовой. Впервые Хабаровский край на этом престижном конкурсе представил воспитанника нашей школы, юного вокалиста Игоря Жукова, ученика Натальи Владимировны Кургановой. Игорь стал не только дипломантом конкурса и обладателем специальной премии Культурного Центра Елены Образцовой «Дебют», но и обладателем Приза зрительских симпатий. Ярким событием в жизни школы стало выступление Натальи Кургановой и концертмейстера Виктории Горбуновой в знаменитом Карнеги-Холле в Нью-Йорке. Международное жюри присудило им первое место.

Ученики школы – лауреаты Общероссийского конкурса «Молодые дарования России»: Роман Лысенко, преподаватель Алексей Сергеевич Курбатов (ударные); Оля Облицова, преподаватель Юлия Евгеньевна Иовенко (фортепиано); Давид Любин, преподаватель Любовь Павловна Орлова, (аккордеон); Саша Максимова, преподаватель Ольга Владимировна Пахомушкина (флейта); Лена Голик, преподаватель Ольга Петровна Баева (фортепиано).

Один из самых престижных конкурсов в России – молодежные Дельфийские игры.  В 2017 году на 16-х Дельфийских играх серебряную медаль получила наша воспитанница Александра Максимова, ученица Ольги Владимировны Пахомушкиной по классу флейты.

Образ жизни современных людей быстро меняется. Как это коснулось обучения в музыкальной школе?

– Детей в общеобразовательных школах все больше нагружают, это сокращает время для домашних занятий музыкой. К счастью, родители, как и раньше, хотят, чтобы ребенок был занят полезным делом. Взрослые понимают, что обучение музыке активизирует, дисциплинирует мозг. Сегодня необходимо учитывать мнение родителей, которые в большей части хотят, чтобы ребенок не забросил музыкальный инструмент по окончанию школы, а научился свободно музицировать, имел хороший музыкальный вкус и широкий музыкальный кругозор. Часто учителю приходится мириться с тем, что родители приобретают для юного пианиста не фортепиано, а в лучшем случае цифровое пианино, а то и синтезатор. Увлечение детей эстрадой, электроникой – это тоже веяние времени.

Наверняка и школа вынуждена менять традиционный подход к обучению, разрабатывать новые методики?

Современная музыкальная школа немыслима без применения высоких компьютерных технологий. У информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) – широкие возможности в сфере обучения музыке. С одной стороны, они создают условия для выявления и развития способностей каждого ребенка, активизируют его познавательную и творческую деятельность. С другой – позволяют разрабатывать новые технологии обучения, дидактические пособия, повышать качество и эффективность деятельности преподавателя. Сегодня на уроках музыкальной литературы педагоги часто проводят мультимедийные презентации, которые объединяют в себе изображение и звук. Это вносит разнообразие в работу учителя и помогает удерживать внимание детей. На эту тему преподаватели нашей школы Владимирова Анастасия Александровна, Чаплинская Наталья Владимировна и Коренева Галина Савельевна представили на краевом и Общероссийском конкурсе культурно-образовательных проектов учебно-методический комплекс «Свет музыкальных маяков». По результатам эта работа была удостоена Гран-при на краевом конкурсе, а авторы проекта получили приглашение принять участие в курсах повышения квалификации при Институте развития образования в сфере культуры и искусства в Москве.

В январе 2018 года Минкультуры России опубликовало «дорожную карту» – План мероприятий по развитию ДШИ на 2018-2022 годы, который, в частности, предполагает финансирование ДШИ путем выделения средств со стороны субъектов Российской Федерации на реализацию предпрофессиональных образовательных программ. Что это значит для жизни музыкальных школ?

– Мы одни из первых в крае перешли на дополнительные предпрофессиональные образовательные программы. В этом году состоялся первый выпуск учащихся, окончивших школу по новым программам. Сегодня можно сделать некоторые выводы и, к сожалению, есть моменты, которые тревожат. В учебном плане по программам предпрофессионального образования на некоторых отделениях заложено слишком много учебных часов. Это повлечет за собой сокращение контингента учащихся (вопреки той же «дорожной карте»), поскольку с увеличением учебного плана увеличивается и нагрузка на одного преподавателя. Все идет к тому, что финансироваться из федерального бюджета будут только предпрофессиональные образовательные программы, а общеразвивающие лягут на плечи родителей – нагрузка для нашего северного города может стать неподъемной, и тогда контингент мы потеряем очень быстро. Выход один: финансирование дополнительных общеразвивающих образовательных программ не должно быть только за счет родителей.

В день рождения принято загадывать желания. Чего хотят, о чем мечтают педагоги вашей школы?

– Мечтаем о новом здании, в котором будут большие просторные классы, достойный концертный зал на 200-400 мест, мечтаем о большом концертном рояле, на котором будут играть не только ученики и преподаватели, но и известные музыканты-профессионалы, которые часто бывают гостями школы. Есть еще одна серьезная проблема – отсутствие молодых кадров в школе. Молодые преподаватели приходят, но их так мало, что восполнить уход старшего поколения пока не получается. Надеемся, что реализация Плана мероприятий «дорожной карты» позволит в ближайшем будущем повысить значимость школ искусств и привлечь к нам молодых специалистов.

Как будете отмечать юбилей?

– Подготовка к юбилейному мероприятию началась еще в прошлом учебном году. Кроме большого концерта, который состоится в декабре на сцене городского драматического театра, в каждом из подразделений школы пройдут творческие встречи и отчетные концерты. На юбилей приглашено много гостей: бывшие выпускники школы – ныне известные музыканты, коллеги со всего Дальнего Востока и, конечно, лучшие друзья, с которыми школу связывают яркие страницы музыкальной биографии и совместные творческие проекты: заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, солист Приморской филармонии, баянист Валерий Сергеев; лауреат международных конкурсов Ирина Сопова; заслуженный работник культуры России, композитор Михаил Славкин и многие другие. Двери Детской музыкальной школы Города юности открыты для всех!

На снимках: О.Н. Курбатова; мастер-класс М. Славкина; И. Жуков; А. Максимова

Поделиться:

Наверх