Они рисуют всегда и везде, не только на занятиях в школе. Для обучающихся художественной школы перенос явлений окружающего мира в образную Вселенную линий и красок на бумагу или холст – способ найти себя, свое место в жизни, а зачастую, и свое творческое предназначение. Поэтому многие выпускники художественной школы связывают свою профессиональную жизнь с искусством, и с каждым годом таких становится все больше: в этом году почти 40 процентов выпускников поступили на творческие специальности. В приоритете не только живопись и скульптура - выбирают также архитектуру, дизайн, художественно-оформительские направления обучения, художественную фотографию, педагогику в области изобразительного искусства и множество других прикладных творческих профессий. Для каждого находится дело по душе, а возможность заниматься этим делом им дает родная школа – alma mater, именно она – база, основа, начало начал.
Первые штрихи
История художественной школы насчитывает уже пол века и начиналась с небольшой студии, первым педагогом и руководителем которой был Светлаков Михаил Поликарпович. В октябре 1975 года студии присвоили статус образовательного учреждения, и её первым директором стал Александр Савельевич Голиков. Шло время, менялись руководители, школа развивалась, расцветала, формировала свои собственные традиции, множилось количество учеников.
В 1996 году директором школы была назначена Медведчикова Елена Николаевна. Именно ей удалось сформировать и сохранить традиционную основу начального художественного образования, способствовать росту методического мастерства учителей. Елена Николаевна сформировала педагогический состав, 80% которого составляют выпускники своей художественной школы.
Творение
Сегодня «у руля» Людмила Анатольевна Жукова: опытный руководитель во главе школы уже 10 лет, возглавила ее перед 40-летним юбилеем школы, а в настоящий момент уверенно ведет коллектив к «золотому» юбилею. Под руководством Людмилы Анатольевны сформировался по-настоящему сплоченный коллектив, успешно выполняющий сложные, но необходимые для успешного воспитания художественно одаренных детей задачи – это создание всесторонних условий для художественного образования и творческого развития юных художников, сохранение и передача последующим поколениям сложившихся в школе традиций.
Эти задачи решаются как всем коллективом единомышленников, так и индивидуально педагогами, каждый из которых – яркая, неординарная личность.
Елена Николаевна Медведчикова сегодня педагог-наставник, свой педагогический талант реализует в преподавательской деятельности. Среди ее выпускников много ребят, получивших творческие профессии. Настоящей «звездой» стала Вероника Резинкина – преемник творческой и педагогической деятельности своего учителя: художник-график, доцент, заведующая кафедрой «Художественная керамика» Красноярского института искусств им. Д. Хворостовского, член Союза художников России, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, выставок.
Опытный педагог, ветеран педагогического труда Наталья Юрьевна Сивкова – создатель методик работы по рисунку, живописи, композиции. За 40 лет работы в школе Наталья Юрьевна выпустила более 200 учеников, многие из которых учатся или закончили профильные учебные заведения страны.
Выпускница Натальи Юрьевны Софья Кравцова окончила Московский институт кинематографии по специальности «художник-постановщик анимационного кино», работала на студии «Союзмультфильм», сейчас - в составе творческой группы мультипликаторов. Фильмография Софьи насчитывает 25 работ.
Еще одна выпускница Натальи Юрьевны – Ветрова Юлия – окончила Школу-студию МХАТ. Одна из работ Юлии была номинирована на Российскую национальную театральную Премию «Золотая Маска» как «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре».
Многие выпускники Натальи Юрьевны работали и работают в ДХШ №12: Кречетова Ольга Рудольфовна, Пыхтарева Анна Викторовна, Байбурина Татьяна Викторовна, Соколова Татьяна Павловна. Сегодня это опытные педагоги, передающие своим ученикам секреты изобразительного искусства, и при этом постоянно совершенствующие своё художественное и методическое мастерство.
Благодаря постоянному творческому поиску создаются и развиваются новые направления – так, усилиями Анны Викторовны Пыхтаревой в 1987 году в школе оборудована керамическая мастерская, которая работает по сей день. Сегодня Анна Викторовна – активный участник всевозможных творческих площадок, фестивалей и конкурсов, от городских до международных, обладатель специального приза «За продвижение инновационных идей в оформлении художественных работ». С 2020 года - активный участник, призер и победитель Всероссийского конкурса «Туристический сувенир».
Татьяна Викторовна Байбурина мастерски владеет техникой «Батик» и преподает дисциплину «Композиция прикладная», где обучает основам технологии и вместе с детьми создают настоящие шедевры декоративно-прикладного творчества. Работы обучающихся всегда являются украшением разнообразных выставочных экспозиций.
Татьяна Павловна Соколова, самый молодой, но уже достаточно опытный преподаватель - активный участник экспертных групп городских конкурсов, разнообразных фестивалей и профессиональных конкурсов. Вместе с детьми Т.П. Соколова успешно принимает участие в конкурсно- просветительской деятельности школы.
Борис Михайлович Гулевский, опытный педагог, начал заниматься изобразительным искусством, будучи учеником художественной школы №12 – он принадлежит к когорте выпускников, которые вернулись в родную школу в качестве преподавателей. Борис Михайлович имеет высокие оформительские способности, поэтому легко выполняет обязанности оформления буклетов, вывесок, объявлений, стендов. Основным направлением внеклассной работы является портретная мастерская, где проявился его талант карикатуриста. Педагогический талант Бориса Михайловича вдохновил на получение творческой профессии его ученика, Александра Андросова – российского художника-монументалиста.
У каждого из педагогов как в творчестве, так и в педагогической деятельности есть свои преемники, которыми по праву гордятся наставники. Алпыспаева Альфия, выпускница Ольги Рудольфовны Кречетовой – преподаватель Кузбасского художественного колледжа, член ВТОО «Союз художников России», член Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, член Международного Союза педагогов-художников.
«Результат работы наших замечательных педагогов – их собственные победы, успехи и достижения их учеников, - рассказывает директор ДХШ № 12 Людмила Анатольевна Жукова. – И, конечно, материальные ценности, самые настоящие артефакты – все коридоры школы стали выставочными залами для творческих работ, персональных выставок педагогов и учащихся. Мы бережно храним каждую работу, потому что все они без исключения – уникальный творческий опыт, особый взгляд на мир, тем более ценный, что он обретает материальное воплощение средствами искусства».
Детали и акценты
Сегодня в школе обучаются около 200 человек, реализуется две основные образовательные программы: дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Живопись» и дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Изобразительное искусство».
Воспитанники школы имеют возможность не только учиться, но и участвовать в пленэрах в живописных местах прекрасного зеленого города Анжеро-Судженска, конкурсах, выставках, мастер-классах, творческих встречах с художниками, иллюстраторами, мультипликаторами, искусствоведами, поэтами и т.д. В школе реализуют разнообразные проекты – конкурсные, ситуативные, посвященные тематической направленности года, которую объявляет Президент России. Все эти проекты общественно значимы и создают одаренным детям гармоничные условия для реализации способностей и творческого роста.
Запомнилась большая городская выставка, посвященная Году педагога и наставника «Вся гордость учителя в учениках». Впервые в рамках рубрики «Осенний вернисаж» были объединены работы педагогов и их лучших выпускников. Эта главная задумка выставки вызвала большой интерес посетителей – преемственность поколений давно стала одной из главных традиций в ДХШ № 12, позволяя сохранять лучшие достижения прошлых лет и генерировать мощный посыл в будущее.
В Год 80-летия Великой Победы конкурс «Как отцы и деды делали победы» привлек множество участников, которые в течение 3-х часов переносили на холст свое видение знакового события нашей истории, а затем жюри, в состав которого вошли квалифицированные специалисты в области художественного творчества, оценивало их работы. Главный приз – грант Главы Анжеро-Судженского городского округа – вручался в торжественной обстановке на мероприятии, посвящённом Дню работника культуры. Впоследствии работы участников неоднократно выставлялись на разных площадках города: проникновенные, яркие, красочные картины юных художников, выполненные на высоком профессиональном уровне, продолжают привлекать множество посетителей, вызывая эмоциональный отклик в сердце каждого.
Несмотря на интенсивный и насыщенный образовательный процесс, школа открыта для взаимодействия с разными учреждениями и сообществами города. Тесное сотрудничество с музыкальной школой дало жизнь необычному проекту «Музыкальный натюрморт». Юные художники в разных техниках рисовали музыкальные инструменты: эти картины украшали стены музыкальной школы.
ДХШ № 12 - постоянный участник оригинального проекта, соответствующего духу и атмосфере сибирского города: праздник «Сибирский валенок» представил этот незаменимый атрибут культурной традиции в самых разных образах. Это был «валенок моей мечты», «валенок Деда Мороза», «валенки-подарки» и даже «дизайнерский валенок» – пространство для фантазии и творческого эксперимента оказалось поистине безграничным.
Юным художникам школы посчастливилось стать участниками Всероссийского проекта «Место встречи с искусством» - образовательно-просветительская инициатива Министерства культуры Российской Федерации и Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», при участии Русского музея, Московского педагогического государственного университета и Почты России. В рамках проекта реализовался межрегиональный конкурс рисунков «Моя картина говорит». Созданные работы получили высокую оценку наставников и отправились в столицу – представлять мастерство юных художников Анжеро-Судженска на Всероссийском уровне. Работы победителей вошли в состав экспонатов выставки в Москве наряду с детскими рисунками XIX века из собраний российских музеев.
Обобщение
Юбилейный год стал важным этапом пройденного пути, который школа обязательно отметит: сейчас ведется подготовка, будут приглашены самые дорогие гости – выпускники. Кто-то приедет на праздник лично, а кто-то издалека пришлет свой привет и поздравления. Школа любит и помнит своих «птенцов», когда-то вылетевших из гнезда, а сегодня ставших успешными, реализованными, востребованными профессионалами. И они отвечают взаимностью alma mater, по возможности приезжают, рассказывают о себе, показывая последующим поколениям, как важно, применив все то, что дала им школа, поверить в себя и найти свой путь.
«Юбилей очень важен для нас, ведь это возможность подвести итоги, поразмыслить, чем живет и дышит наша школа. Это также уникальная возможность заявить о своих планах. А их у нас множество, – рассказывает Людмила Анатольевна. – Мы думаем о реализации новых программ. Мы хотим и дальше обустраивать школу – наш общий дом, который с каждым годом становится все более уютным, теплым и комфортным. Ведь дети не только учиться сюда идут – они тянутся к любви, вниманию, признанию. Обязательно продолжим работу по профориентации, потому что для использования своих творческих способностей сейчас очень много возможностей, которые необходимо постоянно мониторить. Нам есть над чем работать, намечены направления развития и движения. И очень важно, чтобы это движение имело правильно заданный вектор.
Для художника главное - умение видеть окружающий мир во всем его многообразии и красоте. Ведь мы часто проходим мимо совершенно удивительных вещей и не замечаем их. А если это чудо не просто заметить, осознать, но и перенести на холст – жизнь заиграет необыкновенными красками. И тогда откроются все пути, сбудутся самые заветные мечты.
Есть замечательная детская песня, которую написал композитор Игорь Крутой для Детского хора Академии популярной музыки. В припеве у нее такие слова:
«Нарисуй этот мир, как захочешь сам
Нарисуй этот мир, подари друзьям
Нарисуй, научись сочинять мечты…»
Именно это делают наши дети, привнося в мир яркие краски и свое понимание красоты. А рисовать мир грамотно, талантливо, с максимальной отдачей им помогают педагоги, которым хочется пожелать сил, энергии, здоровья. А главное – блеска в глазах, творческого задора, который обязательно в будущем проявится в учениках. И тогда они не просто рисуют – учатся сочинять мечты в бескрайнем мире искусства».
Поделиться:
