Top.Mail.Ru
Нарисуй этот мир, как захочешь сам…
В 2025 году детская художественная школа №12 Анжеро-Судженского городского округа отмечает 50-летний юбилей

Они рисуют всегда и везде, не только на занятиях в школе. Для обучающихся художественной школы перенос явлений окружающего мира в образную Вселенную линий и красок на бумагу или холст – способ найти себя, свое место в жизни, а зачастую, и свое творческое предназначение. Поэтому многие выпускники художественной школы связывают свою профессиональную жизнь с искусством, и с каждым годом таких становится все больше: в этом году почти 40 процентов выпускников поступили на творческие специальности. В приоритете не только живопись и скульптура - выбирают также архитектуру, дизайн, художественно-оформительские направления обучения, художественную фотографию, педагогику в области изобразительного искусства и множество других прикладных творческих профессий. Для каждого находится дело по душе, а возможность заниматься этим делом им дает родная школа – alma mater, именно она – база, основа, начало начал.

 

Первые штрихи

История художественной школы насчитывает уже пол века и начиналась с небольшой студии, первым педагогом и руководителем которой был Светлаков Миха­ил Поликарпович. В октябре 1975 года студии присвоили статус образовательного уч­реждения, и её первым ди­ректором стал Александр Савельевич Голиков. Шло время, менялись руководите­ли, школа развивалась, расцветала, формировала свои собственные традиции, множилось количество учеников.

 В 1996 году директо­ром школы была назначена Медведчикова Елена Нико­лаевна. Именно ей уда­лось сформировать и сохра­нить традиционную основу начального художественного образования, способствовать росту методического мастер­ства учителей. Елена Николаевна сформировала педагогический состав, 80% которого составляют выпускники своей художественной школы.

 

Творение

Сегодня «у руля» Людмила Анатольевна Жукова: опытный руководитель во главе школы уже 10 лет, возглавила ее перед 40-летним юбилеем школы, а в настоящий момент уверенно ведет коллектив к «золотому» юбилею. Под руководством Людмилы Анатольевны сформировался по-настоящему сплоченный коллектив, успешно выполняющий сложные, но необходимые для успешного воспитания ху­дожественно одаренных де­тей задачи – это создание всесторонних условий для художественного образования и творческого развития юных художников, сохранение и передача последующим поколе­ниям сложившихся в школе традиций.

Эти задачи решаются как всем коллективом единомышленников, так и индивидуально педагогами, каждый из которых – яркая, неординарная личность.

Елена Николаевна Медведчикова сегодня педагог-наставник, свой педагогиче­ский талант реализует в преподавательской деятельно­сти.   Среди ее выпускников много ребят, получивших творческие профессии. Настоящей «звездой» стала Вероника Резинкина – преемник творческой и педагогической деятельности своего учителя: художник-график, доцен­т, заведующая кафедрой «Художественная керамика» Красноярского института ис­кусств им. Д. Хворостовского, член Союза художников России, лауреат Всероссийских и Международ­ных конкурсов, выставок.

Опытный педагог, ветеран педагогического тру­да Наталья Юрьевна Сивкова – создатель методик работы по рисунку, живописи, компо­зиции. За 40 лет работы в школе Наталья Юрьевна выпустила более 200 учеников, многие из которых учатся или закончили профильные учебные заведения страны.

Выпускница Натальи Юрьевны Со­фья Кравцова окончила Московский институт кинематографии по специальности «худож­ник-постановщик анимацион­ного кино», работала на студии «Союзмультфильм», сейчас - в составе творче­ской группы мультиплика­торов. Фильмография Со­фьи насчитывает 25 работ.

Еще одна выпускница Ната­льи Юрьевны – Ветрова Юлия – окончила Школу-студию МХАТ. Одна из работ Юлии была номинирована на Рос­сийскую национальную теа­тральную Премию «Золотая Маска» как «Лучшая работа художника по костюмам в му­зыкальном театре».

Многие выпускники Натальи Юрьевны работали и работают в ДХШ №12: Кречетова Ольга Рудольфовна, Пыхтарева Анна Викторовна, Байбурина Татьяна Вик­торовна, Соколова Татьяна Павловна. Сегодня это опытные педагоги, передающие своим ученикам секреты изобразительного искусства, и при этом постоянно совершенствующие своё художественное и мето­дическое мастерство.

Благодаря постоянному творческому поиску создаются и развиваются новые направления – так, усилиями Анны Викторовны Пыхтаревой в 1987 году в школе обо­рудована керамическая мастерская, которая работает по сей день. Сегодня Анна Викторовна – активный участник всевозможных творческих площадок, фестивалей и конкурсов, от городских до международных, обладатель специального приза «За про­движение инновационных идей в оформлении художе­ственных работ». С 2020 года - активный участник, призер и победи­тель Всероссийского конкур­са «Туристический сувенир».

Татьяна Викторовна Байбурина мастерски владеет техникой «Батик» и преподает дисциплину «Композиция прикладная», где обучает основам технологии и вместе с детьми создают настоящие шедевры декоративно-прикладного творчества. Работы обучающихся всегда являются украшением разнообразных выставочных экспозиций.

Татьяна Павловна Соколова, самый молодой, но уже достаточно опытный преподаватель - активный участник экспертных групп городских конкурсов, разнообразных фестивалей и профессиональных конкурсов. Вместе с детьми Т.П. Соколова успешно принимает участие в конкурсно- просветительской деятельности школы.

Борис Михай­лович Гулевский, опытный педагог, начал заниматься изо­бразительным искусством, будучи учеником художе­ственной школы №12 – он принадлежит к когорте выпускников, которые вернулись в родную школу в качестве преподавателей. Борис Михайлович имеет высокие оформительские способно­сти, поэтому легко выполня­ет обязанности оформления буклетов, вывесок, объявле­ний, стендов. Основным на­правлением внеклассной работы является портретная мастерская, где проявился его талант карикатури­ста. Педагогический талант Бориса Михайловича вдохновил на получение творческой профессии его ученика, Александра Андросова – российского художника-монументалиста.

У каждого из педагогов как в творчестве, так и в педагогической деятельности есть свои преемники, которыми по праву гордятся наставники. Алпыспаева Альфия, выпускница Ольги Рудольфовны Кречетовой – преподаватель Кузбасского художественного колледжа, член ВТОО «Союз художников России», член Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, член Международного Союза педагогов-художников.

«Результат работы наших замечательных педагогов – их собственные победы, успехи и достижения их учеников, - рассказывает директор ДХШ № 12 Людмила Анатольевна   Жукова. – И, конечно, материальные ценности, самые настоящие артефакты – все   коридоры школы стали выставочными залами для творческих работ, персо­нальных выставок педагогов и учащихся. Мы бережно храним каждую работу, потому что все они без исключения – уникальный творческий опыт, особый взгляд на мир, тем более ценный, что он обретает материальное воплощение средствами искусства».

 

Детали и акценты

Сегодня в школе обучаются около 200 человек, реали­зуется две основные обра­зовательные программы: дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Жи­вопись» и дополнительная общеразвивающая общеоб­разовательная программа «Изобразительное искус­ство».

Воспитанники школы имеют возмож­ность не только учиться, но и участвовать в пленэрах в живописных местах прекрасного зеленого города Анжеро-Судженска, конкурсах, выставках, мастер-клас­сах, творческих встречах с художниками, иллюстрато­рами, мультипликаторами, искусствоведами, поэтами и т.д. В школе реализуют разнообразные проекты – конкурсные, ситуативные, посвященные тематической направленности года, которую объявляет Президент России. Все эти проекты общественно значимы и создают одаренным детям гармоничные условия для реализации способностей и творческого роста.

Запомнилась большая городская выставка, посвященная Году педагога и наставника «Вся гордость учителя в учениках». Впервые в рамках рубрики «Осенний вернисаж» были объединены работы педагогов и их лучших выпускников. Эта главная задумка выставки вызвала большой интерес посетителей – преемственность поколений давно стала одной из главных традиций в ДХШ № 12, позволяя сохранять лучшие достижения прошлых лет и генерировать мощный посыл в будущее.

В Год 80-летия Великой Победы конкурс «Как отцы и деды делали победы» привлек множество участников, которые в течение 3-х часов переносили на холст свое видение знакового события нашей истории, а затем жюри, в состав которого вошли квалифицированные специалисты в области художественного творчества, оценивало их работы. Главный приз – грант Главы Анжеро-Судженского городского округа – вручался в торжественной обстановке на мероприятии, посвящённом Дню работника культуры. Впоследствии работы участников неоднократно выставлялись на разных площадках города: проникновенные, яркие, красочные картины юных художников, выполненные на высоком профессиональном уровне, продолжают привлекать множество посетителей, вызывая эмоциональный отклик в сердце каждого.

Несмотря на интенсивный и насыщенный образовательный процесс, школа открыта для взаимодействия с разными учреждениями и сообществами города. Тесное сотрудничество с музыкальной школой дало жизнь необычному проекту «Музыкальный натюрморт». Юные художники в разных техниках рисовали музыкальные инструменты: эти картины украшали стены музыкальной школы.

ДХШ № 12 - постоянный участник оригинального проекта, соответствующего духу и атмосфере сибирского города: праздник «Сибирский валенок» представил этот незаменимый атрибут культурной традиции в самых разных образах. Это был «валенок моей мечты», «валенок Деда Мороза», «валенки-подарки» и даже «дизайнерский валенок» – пространство для фантазии и творческого эксперимента оказалось поистине безграничным.

Юным художникам школы посчастливилось стать участниками Всероссийского проекта «Место встречи с искусством» - образовательно-просветительская инициатива Министерства культуры Российской Федерации и Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», при участии Русского музея, Московского педагогического государственного университета и Почты России. В рамках проекта реализовался межрегиональный конкурс рисунков «Моя картина говорит». Созданные работы получили высокую оценку наставников и отправились в столицу – представлять мастерство юных художников Анжеро-Судженска на Всероссийском уровне. Работы победителей вошли в состав экспонатов выставки в Москве наряду с детскими рисунками XIX века из собраний российских музеев.

 

Обобщение

Юбилейный год стал важным этапом пройденного пути, который школа обязательно отметит: сейчас ведется подготовка, будут приглашены самые дорогие гости – выпускники. Кто-то приедет на праздник лично, а кто-то издалека пришлет свой привет и поздравления. Школа любит и помнит своих «птенцов», когда-то вылетевших из гнезда, а сегодня ставших успешными, реализованными, востребованными профессионалами. И они отвечают взаимностью alma mater, по возможности приезжают, рассказывают о себе, показывая последующим поколениям, как важно, применив все то, что дала им школа, поверить в себя и найти свой путь.

«Юбилей очень важен для нас, ведь это возможность подвести итоги, поразмыслить, чем живет и дышит наша школа. Это также уникальная возможность заявить о своих планах. А их у нас множество, – рассказывает Людмила Анатольевна. – Мы думаем о реализации новых программ. Мы хотим и дальше обустраивать школу – наш общий дом, который с каждым годом становится все более уютным, теплым и комфортным. Ведь дети не только учиться сюда идут – они тянутся к любви, вниманию, признанию. Обязательно продолжим работу по профориентации, потому что для использования своих творческих способностей сейчас очень много возможностей, которые необходимо постоянно мониторить. Нам есть над чем работать, намечены направления развития и движения. И очень важно, чтобы это движение имело правильно заданный вектор.

Для художника главное - умение видеть окружающий мир во всем его многообразии и красоте. Ведь мы часто проходим мимо совершенно удивительных вещей и не замечаем их. А если это чудо не просто заметить, осознать, но и перенести на холст – жизнь заиграет необыкновенными красками. И тогда откроются все пути, сбудутся самые заветные мечты.

Есть замечательная детская песня, которую написал композитор Игорь Крутой для Детского хора Академии популярной музыки. В припеве у нее такие слова:

«Нарисуй этот мир, как захочешь сам

Нарисуй этот мир, подари друзьям

Нарисуй, научись сочинять мечты…» 

Именно это делают наши дети, привнося в мир яркие краски и свое понимание красоты. А рисовать мир грамотно, талантливо, с максимальной отдачей им помогают педагоги, которым хочется пожелать сил, энергии, здоровья. А главное – блеска в глазах, творческого задора, который обязательно в будущем проявится в учениках. И тогда они не просто рисуют – учатся сочинять мечты в бескрайнем мире искусства».

Поделиться:

Наверх