19 октября в Риме состоялся седьмой Международный V-Accordion Festival – 2013. 9 участников, отобранных в своих странах на национальных конкурсах, приехали удивить искушенную итальянскую публику новыми гранями исполнительского искусства.
В этом году правила конкурса были изменены. Первый день конкурсные прослушивания проходили в закрытом режиме в небольшом концеренц-зале, где конкурсанты играли программу (10-15 минут) без использования дополнительного оборудования и записи аккомпанемента. За выступлениями могли следить через прямую трансляцию в Интернете множество меломанов из всех стран. Международное жюри оценивало технику, музыкальность и аранжировку отдельными оценками по 25-балльной шкале, итого в I туре каждый аккордеонист мог получить максимум 75 баллов.
Во второй вечер состоялось шоу в Большом зале Parca Della Musica на 1200 мест, который оказался полностью заполненным публикой. Каждый из девяти конкурсантов представлял программу (оценивалась по 100-балльной шкале), где могла быть использована запись аккомпанемента и «лупер» – встроенная функция записи и зацикленного воспроизведения, с помощью которой музыкант может выстроить грандиозную фактуру. Использовать ли эту функцию, каждый конкурсант решал для себя сам. Например, в Японии нет исполнительской школы баяна и аккордеона и поэтому закономерно, что баянистка Койко Хаяшибара сделала акцент на композиционно выверенной пьесе, прямо перед слушателями выстроив из несложных попевок колоссальный звуковой массив. Впрочем, многие музыканты предпочли пользоваться огромной библиотекой тембров и играли перед публикой вживую, используя наработанную годами исполнительскую технику.
Победитель фестиваля в России Станислав Малышев занял 3 место. Он поделился своими впечатлениями:– Конкурсант из США (штат Орегон), с «типично» американским именем Сергей Телешев, уехал в Штаты из Воронежа в 2000 году и с тех пор ведет разнообразную концертную деятельность на баяне – малораспространенном на американском континенте. Англичанин Том Хардейкер уже 6 лет живет в Санкт-Петербурге, учится в Санкт-Петербургской консерватории и неплохо говорит по-русски. Многие члены жюри из разных стран при ближайшем знакомстве оказывались выпускниками Гнесинской академии. То есть наша баянная школа очень заметна в мире.
В целом конкурс был более ярок в сравнении с предыдущим благодаря вышедшей модели: новая модель привнесла и новые возможности. Музыканты получили более мощный инструментарий, который дает творческой индивидуальности возможность более ярко развернуться. Сергей Телешев концептуально продумал свой номер, сочетая зацикленную запись с живой игрой. Энергетика культуриста и брейк-танцора, а по совместительству баяниста Петра Марича (Сербия), не могла не завести публику, – он занял 2 место. Майкл Бридж из Канады удивил качеством звучания оркестровых тембров, сыграв транскрипцию для V-Accordion увертюры «1812 год» П.И. Чайковского. Вот уж где действительно звучал оркестр!
1 место занял Маттиас Мацке из Германии.
Вот что сказал про V-Accordion старший преподаватель РАМ им. Гнесиных, президент артистического комитета Всемирной конфедерации баяна и аккордеона СMA А. Селиванов:
– Инструменты V-Accordion – это расширение музыкальных горизонтов для всех аккордеонистов, баянистов, гармонистов. Сфера применения его огромна. В образовании баяниста и аккордеониста этот инструмент является своеобразным пособием по курсу инструментоведения и инструментовки: умение аранжировать пьесу на V-Accordion означает умение аранжировать эту же пьесу для определенного ансамбля, в соответствии с правилами инструментовки и возможностями звучания реальных инструментов.
Для меня главной особенностью V-Accordion является не само по себе множество тембров семейства гармоник, симфонического оркестра, этнических и электронных звучностей, заключенных в одном цифровом инструменте, а сочетание разных видов техники звукоизвлечения. Благодаря чуткой работе меха V-Accordion воспроизводит естественное дыхание струнных и духовых инструментов. Не менее чутко клавиатура инструмента реагирует на пальцевую артикуляцию при использовании тембров ударных инструментов, фортепиано, клавесина, вибрафона и т. д. Одновременная работа меха и пальцев, чередование и сочетание «удара» и «пения» создают рельеф, достижимый только в большом ансамбле. Благодаря V-Accordion мастерство исполнителя выходит на новый уровень.
Вместе с тем, это очень простой для первоначального освоения инструмент, увлекающий детей своими звучностями. V-Accordion несомненно стимулирует интерес к баяну и аккордеону у детей. Практика преподавания игры на цифровых баянах и аккордеонах в школе, в среднем и высшем звеньях музыкального образования, опыт по организации концертов и конкурсов исполнителей на этих инструментах позволяют мне утверждать, что V-Accordion занял свою нишу в ряду музыкальных инструментов и стал неотъемлемой частью баянно-аккордеонного исполнительского искусства. В то же время потенциал инструмента еще не раскрыт, и можно с уверенностью сказать, что в будущем нас ждет немало интересных творческих открытий.
Поделиться: