Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.10.2009
«Кажется, это было вчера»

18 сентября в «Шнитке-центре» Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке открылся третий сезон «Музыкальных пятниц». Первыми гостями стали известнейший музыкант, профессор Фридрих Липс - непревзойденный баянист, народный артист России - и его сын Святослав Липс: талантливый пианист, лауреат международных конкурсов.

В переполненном зале музея Альфреда Шнитке прозвучали совместные записи отца и сына, в том числе в исполнении их ансамбля «Пьяццолла-студио», который первым стал играть у нас музыку Астора Пьяццоллы, и вполне вероятно, что именно благодаря ему аргентинский автор сейчас так популярен в России. Святослав Липс выступил и соло, превосходно исполнив «Чакону» С.Губайдулиной.

Встреча была приурочена к выходу в свет книги Фридриха Робертовича Липса под названием «Кажется, это было вчера». Книга дополнила огромное количество статей и два основополагающих для исполнителей и педагогов-баянистов труда Ф.Р. Липса: «Искусство игры на баяне» и «Искусство баянной транскрипции».

Вклад Ф.Р. Липса в развитие баянного исполнительства невозможно переоценить. Для того чтобы понять это в полной мере, необходимо вспомнить, что в XX веке значение многих музыкальных инструментов переосмыслялось: композиторы стали больше внимания уделять малоизвестным инструментам и тем, которые прежде не рассматривались в качестве сольных. Фридрих Липс дал баяну совершенно новую жизнь, неустанно призывая писать для своего инструмента. Откликнуться на этот призыв было нетрудно – как уникальный исполнитель-виртуоз Фридрих Липс служил непрерывным источником творческого вдохновения. Специально для него написано свыше 70 (!) произведений. Среди их авторов - София Губайдулина и Эдисон Денисов, Александр Холминов и Кирилл Волков, Роман Леденев и Михаил Броннер, Владислав Золотарев и многие другие мастера.

Этим композиторам и работе с ними посвящена наибольшая часть книги Фридриха Робертовича. Она создавалась как мемуары. В предисловии автор так оговаривает свой замысел: «Я старался в меньшей степени писать «о себе любимом», а больше - о замечательных музыкантах: педагогах, композиторах, дирижерах, исполнителях, с которыми меня свела судьба».

Сотрудничество Ф.Р. Липса с отечественными композиторами продолжается и сегодня. Не так давно, например, музыкант «заказал» Ефрему Подгайцу Концерт для баяна с оркестром – с условием, чтобы в нем была использована… улично-блатная мелодия «Мурки». «Иногда хочется похулиганить», - объяснил Фридрих Робертович.

Кстати, в своей книге Ф.Липс пишет не только о состоявшихся, но и о несостоявшихся творческих контактах. «Несостоявшийся концерт для баяна» - так называется глава, посвященная Альфреду Шнитке. В свое время Альфред Гарриевич пришел к Фридриху Робертовичу послушать его игру. Композитор и исполнитель разговорились, выяснили, что оба родом из Поволжья, быстро сблизились. Липс предложил Шнитке написать концерт для баяна, но Альфред Гарриевич не знал, как подступиться к этому инструменту. «Я не вижу в баяне его лица», - объяснил он через какое-то время. «Баян может звучать как орган, как клавесин, как квинтет духовых инструментов, как бандонеон, как народный инструмент и как целый оркестр!», - аргументировал Липс. «Вот-вот, это все он может, а где его-то лицо?», - отвечал Шнитке. А потом, поразмыслив, сказал: «А может быть, отсутствие своего лица и есть лицо?..» На встрече Фридрих Робертович настолько живо передал этот разговор, что всем присутствующим казалось, будто они находятся не в России, не в Москве, а в США, в Бостоне, на фестивале современной музыки, где и происходила беседа. Как известно, Шнитке так и не написал концерт для баяна, о чем Фридрих Робертович сказал в своей книге следующее: «Мне бесконечно жаль, я даже чувствую определенную степень вины в том, что моя, вероятно, недостаточная активность (не смог увлечь, заинтересовать, убедить) не привела к результату. Порой охватывает отчаяние и бессилие перед этим очевидным, ставшим достоянием истории фактом: гений XX столетия Альфред Шнитке не написал ни одного сочинения для баяна».

И вот теперь, словно по какой-то иронии судьбы, встреча Фридриха Липса с его слушателями - поклонниками, учениками, будущими читателями новой книги - прошла именно в музее Альфреда Шнитке. Это совпадение заставило задуматься о возможностях, которые мы не всегда умеем реализовать, об упущенных шансах, о бесценности времени общения с выдающимися личностями. «Надо все время что-то делать, иметь в жизни ориентир», - напутствовал Фридрих Робертович Липс молодежную аудиторию. «Жизнь пролетает стремительно, а кажется, что все было только вчера».

Автор:
Яровой Г.

Поделиться:

Наверх