Еще 15 лет назад Валерий Гергиев констатировал в одном из интервью, что в Китае «не то 50, не то 70 миллионов пианистов и созданы прекрасные условия для занятий музыкой, в том числе закуплено больше роялей, чем во всем остальном мире». Однако китайским музыкальным традициям, связанным с развитием академической музыки западного образца, конечно, не полтора десятилетия, а как минимум лет сто. Изначально в их зарождении и развитии огромную роль сыграла именно Россия – как ближайшая к Китаю европейская страна.
После «развода с Европой» масса российских коллективов и солистов проторили гастрольную дорожку в Поднебесную. Но есть и встречное движение, и оно не ограничивается только образовательной сферой (как известно, огромное количество китайских музыкантов обучается в российских музыкальных вузах), – все чаще в Россию стали наведываться и гастролеры из КНР. Одно из ярких свидетельств тому – второй в новом сезоне концерт в Московской филармонии: 3 сентября в Зале Чайковского звучала исключительно китайская музыка.
Событие было приурочено к 80-летию окончания Второй мировой войны, а его музыкальными силами наряду с Капеллой Валерия Полянского стали музыканты из КНР: Хор Имин из Гуанчжоу (руководители Мяо Сянъян и Чан Цин), солисты – сопрано Чжан Мэнвэнь, тенор Фу Цзылэй, баритоны Цзян Шанжун и Цзян Вэньлун, а также исполнительница на древнем щипковом китайском инструменте пипа Ван Шэнь.
Программа концерта включала два сочинения кантатно-ораториального жанра. Открылся вечер симфонической увертюрой Люй Цимина «Ода красному флагу», которая, по сути, представляет собой кантату с развернутым симфоническим вступлением. Сочинение стартует с достаточно сложных по ритмическому рисунку фанфар (в исполнении которых духовики ГАСК России, к сожалению, не преуспели); их сменяет широкая лирическая тема струнных, после чего звучит бодрый марш – явная аллюзия на военную поступь героев. В финальном разделе увертюры слышен торжественный хоровой вокализ, роскошными звуковыми волнами рисующий колыхание на ветру революционного знамени. Непродолжительный, но эффектный опус 1965 года задал праздничное настроение всему концерту.
Основная часть была посвящена классике китайской академической музыки: прозвучало сочинение Сянь Синхая «Желтая река» («Кантата о реке Хуанхэ») 1939 года – произведение, созданное в годы борьбы с японскими захватчиками. В сочинении ученика Поля Дюка по Парижской консерватории восемь частей, повествующих сначала о мирной довоенной жизни китайцев, затем о бедствиях войны, обрушившейся на страну, и, наконец, о патриотическом подъеме и решимости защищать родину, символом которой становится великая Хуанхэ. Широкие мелодии струнных и нежные переливы арфы соседствуют с народными пентатонными попевками в синкопированном ритме. Мужские арии характеризует преимущественно патетический настрой, в то время как 6-я часть, названная «Гнев Хуанхэ» и порученная солирующему сопрано, удивляет напевной мелодикой лирического характера. Оригинальную краску привносит энергичное соло на пипе (в третьей части «Вода Хуанхэ пришла с небес»). Финал кантаты («Защита Хуанхэ», «Хуанхэ зовет!») содержит активное хоровое скандирование, напоминающее O, Fortuna из «Кармины Бураны» Орфа.
Качественная в целом игра оркестра Госкапеллы под управлением Максима Мохорева способствовала раскрытию красоты и богатства партитуры Сянь Синхая. Мощь хоровых страниц воплотил сводный коллектив – к хору ГАСК присоединились артистические силы Гуанчжоу: совместное звучание радовало точностью и выразительностью, дополнительно пленив мягким звуком высоких женских голосов. Из вокалистов особенно запомнился кристально чистый и яркий голос сопрано Чжан Мэнвэнь. В ряде частей композитор предусмотрел мелодекламацию – ее выразительно интонировал маститый Цзян Шанжун. К сожалению, организаторы не позаботились о переводе текстов, поэтому публика ориентировалась исключительно на эмоциональный посыл и экспрессию артистов, что для малоизвестных сочинений явно недостаточно.
Поделиться:
