- Иван, вы являетесь также и автором либретто. Почему вы решили объединить в сюжете Рахманинова и Шаляпина?
И. Складчиков: Все началось с Рахманинова. У меня родилась идея создать балетный триптих о непростой судьбе композитора, но затем – на примере двух судеб, Рахманинова и Шаляпина – рассказать историю людей, через чьи жизни прошел глубокий исторический слом: как они находят в себе силы сохранять человечность в самых драматичных обстоятельствах, как пытаются найти свой новый дом. Рахманинов, кстати, искал его долго: в США, в Швейцарии, где построил «Сенар», но настоящий дом, мне кажется, он так и не обрел. Сюжет я придумал на отдыхе, встречая Новый год, 2016-й, с моей давней подругой, телеведущей Екатериной Андреевой, для которой изначально предполагалась небольшая драматическая роль. Тогда же нарисовал декорации, которые пролежали в моем столе вместе с либретто до тех пор, пока Аскар Амирович не вспомнил о нем в связи Годом Рахманинова, отмечавшимся в 2023-м. Мы начали работать над спектаклем, составив оперные и балетные номера. К настоящему времени я уже написал либретто второй части триптиха и задумываюсь над третьей.
- В каком аспекте вы хотели показать эмиграцию Шаляпина и Рахманинова из России?
А. Абдразаков: Поскольку сюжет связан с великим русским композитором, русской музыкой и русской историей, которая переживала переломный период со всеми его взлетами и падениями, мы должны были коснуться этой темы. Но важно, что, живя за границей, Рахманинов и Шаляпин оставались патриотами, передавали через свое искусство остающийся неизменным русский культурный код, переходящий из поколения в поколение. Известно, что Рахманинов в годы Великой Отечественной войны отправлял в фонд помощи Красной Армии гонорары от своих концертов…
И.С.: Не стоит забывать, что в эмиграции Рахманинов почти перестал писать и был в основном концертирующим пианистом. Это для нас он преимущественно композитор, а для «западных людей» – пианист.
- В чем состоит новаторство замысла и воплощения «балета с пением»?
А.А.: Создавая спектакль, мы должны были построить сквозную линию – соединить важные моменты жизненного и творческого пути Рахманинова со звучанием то хоровой, то фортепианной, то симфонической его музыки и добавить балет. Я исполнял романсы Рахманинова из репертуара Шаляпина, которые вообще много пел в своей жизни. Выйти на сцену и спеть их одновременно с балетным действием – в духе новых веяний нашего времени – мне показалось вполне органичным.
- Была ли задача петь, подражая голосу Шаляпина?
А.А.: Нет, я не пародист и пою своим голосом, но в образе Шаляпина.
- Аскар Амирович, вы много гастролируете, сотрудничаете с ведущими оперными театрами. Как вам удается сочетать сольную карьеру и художественное руководство Башкирским театром оперы и балета?
А.А.: Да очень просто: нужно этим заниматься, и все. Постоянно держать коллектив в форме. Я всегда стараюсь действовать через убеждения, сотрудничество и диалог; если необходимо – деликатно поправлять и советовать. Мы часто приглашаем коучей и концертмейстеров Мариинского театра, так как для меня очень важно, чтобы коллеги общались. А совместные проекты – лучший стимул для профессионального развития и роста наших артистов и музыкантов. Мы также даем большие гала-представления, на которых тщательно слушаем и отбираем артистов по высоким критериям. Мне кажется, это главная составляющая, и, конечно, нужно иметь костяк исполнителей с мировым именем. К примеру, у нас успешно работает и преподает Фатыхова Эльвира Мидхатовна, которая выступала солисткой в Сиднейской опере и во многих других театрах мира. Кроме того, существует моя академия вокального искусства, в которой я воспитываю молодых исполнителей, вывожу их на сцену, обучаю студентов на своем примере. На мои мастер-классы часто приходят коллеги, чтобы послушать или позаниматься. Этот образовательно-воспитательный процесс никогда не прерывается и дает успешные результаты. Что касается сольной карьеры, то я, действительно, достаточно часто гастролирую. Также в настоящее время ведутся переговоры о гастролях нашего театра.
- Какое значение имеет для вас номинирование спектакля «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» на премию «Золотая маска»?
А.А.: Я был членом жюри этой премии и воспринимаю номинирование нашего спектакля спокойно: мы работаем, прежде всего, для людей, которые приходят в зрительный зал. Но «Золотая маска» – замечательная награда, и ее получение – огромная честь. Я отношусь с большим уважением к руководителю фестиваля и тем членам жюри, которых знаю. Рад тому, что нас выбрали, – наш спектакль достоин того, чтобы быть отмеченным. Если мы получим награду, я буду очень счастлив: тогда в нашей копилке появится еще одна «Маска».
Поделиться: