АРХИВ
31.10.2018
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КУБАНИ
207-й сезон проводит в 2018 году Кубанский казачий хор, и 80-летие отмечает его художественный руководитель, главный дирижер, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Виктор Захарченко. Их судьбы неразрывно переплелись: «казачий маэстро» не отделяет себя от легендарного певческого коллектива, который называет не иначе как духовной и культурной святыней.

Любое искусство несет в социум определенный посыл. Своя миссия и у хора – неслучайно же Бог дал артистам голоса. Уникальная история Кубанского казачьего хора началась 14 октября 1811 года: в составе войска родился коллектив, правопреемником которого он стал, – Черноморский войсковой певческий хор. Совпадение, или так было свыше предопределено – художественным руководителем коллектива В.Г. Захарченко тоже стал 14 октября. На Покрова Божией Матери, в 1974-м… Сам Виктор Гаврилович уверен, что это Божий промысел, все события предначертаны. И то, что возрождение коллектива – истерзанного и истребленного вместе с казачеством в пучине советской «идеологии безбожия» – началось с песен Захарченко, это тоже неслучайно. «Мы – правопреемники Кубанского войскового певческого хора, – говорит В.Г. Захарченко. – Певческого – значит, церковного. В 1995 году нас благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: с тех пор мы поем в храмах. Сначала это были отдельные песнопения, теперь – целые литургии. И каждую репетицию хора начинаем с молитвы, просим дать нам исполнить миссию свою во имя России, во имя Кубани и нашего народа».

Многие десятилетия творческой, научной, исследовательской, просветительской деятельности привели Виктора Гавриловича к убеждению, что именно в фольклоре хранится генетический код народа, та самая ментальная формула, в которой сконцентрировано все – философия, история, искусство, образ жизни, обычаи и обряды. Расшифровке этой формулы композитор, ученый, просветитель Виктор Захарченко посвятил свою жизнь, собирая, изучая и обрабатывая тысячи народных песен. «Это действительно корневая система искусства – музыкального, танцевального, инструментального, – формулирует свою творческую позицию художественный руководитель старейшего хора России. – Но в точности скопированное фольклорное произведение не может стать произведением искусства – для сценического образа губителен натурализм. На сцене другие законы. Чтобы создать то, что будет по-настоящему трогать зрителя, нужно переработать, переосмыслить, найти форму. И классические композиторы показали, как надо делать – вспомним, в какое гениальное музыкальное явление превращается примитивная песенка «Во поле береза стояла» в IV симфонии Чайковского. Аутентичный материал хорош для музеев – на сцене нужен образ, художественный вымысел. Как сказал А.С. Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь».

В этом и есть уникальность Кубанского казачьего хора – на публику они выносят не лубочные картинки, замаскированные красивым словом «аутентичность», а образы высокого искусства, которое не развлекает, а задевает самые глубинные струны души. По три часа они держат в напряжении зал, вызывая слезы, восторг, потрясение, оцепенение – тот самый катарсис, являющийся высшей точкой сопереживания в искусстве. Артисты кубанского хора – личности, ни на кого не похожие, уникальные. «Подстригать их, поставить, как солдатиков, в строй – значит, совершить преступление перед искусством. Развивать каждую личность, сохранить индивидуальность Богом данного таланта, раскрыть его, найти для него репертуар – это мой долг», – говорит В.Г. Захарченко.

Их понимают все без исключения зрители – любой национальности, любого вероисповедания. На сцену артисты выносят не букву (казачья песня, казачий танец, казачий быт), а глубинный дух, пропущенный сквозь призму личности. Легендарный хор покорил целый мир, объездив все континенты. И кто бы ни приходил на их выступления – организованные японцы, снимающие обувь перед тем, как войти в концертный зал, темпераментные итальянцы, распивающие с артистами шампанское, китайцы, казалось бы, замкнутые в своей древней культуре, – все дышат с Кубанским казачьим хором в унисон.

   

«Для настоящего искусства не существует национальных, ментальных, языковых барьеров – оно выше политики, идеологии. Поэтому нас понимают во всем мире, - резюмирует «самый знаменитый кубанец» Виктор Захарченко. – Мы знаем свое предназначение, знаем, куда идти. И продолжим вписывать все новые страницы в историю нашего хора».

На снимках: В. Захарченко и Кубанский казачий хор

Поделиться:

Наверх