Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.11.2007
ФОРУМ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ

В России провинция и сейчас, и в прошлом – резервуар человеческого сопротивления унификации… Сама пространственность ее, помноженная на предуказанные движения человеческого ума, содержит какой-то важный ресурс нашего общего завтра. С этой точки зрения я бы рискнул сказать: нынешняя провинция – это наше общее завтра». М.Я.Гефтер

В сентябре 2007 года в г. Орле отметили знаменательную юбилейную дату сразу три музыкальных учебных заведения. 14 сентября 1877г. Орловским отделением Императорского Русского музыкального общества было открыто музыкальное училище – одно из старейших учебных заведений России. 130-летний юбилей основания профессионального музыкального образования в Орле по праву разделяет с училищем Орловская детская музыкальная школа №1, носящая имя орловского композитора В.С.Калинникова. К этому значительному юбилею присоединяется более скромная дата – 35-летие Орловского института искусств и культуры, представляющего высшее звено в трехступенной системе музыкального образования в Орле. Учебные заведения-юбиляры выступили с инициативой проведения в областном городе центральной России межрегиональной научно-практической конференции «Музыкальное образование российской провинции: История – Современность – Перспективы», которая состоялась 28 сентября 2007 г. при всесторонней поддержке администрации г. Орла и Орловской области.

История становления музыкального образования российской провинции, берущая начало в последней четверти XIX века, еще не написана. Но в каждом учебном заведении с более чем столетней традицией бережно собираются и хранятся уникальные исторические свидетельства о многих поколениях педагогов и музыкальных деятелей, которые своим подвижническим трудом создали тот феномен, который мы сегодня называем системой отечественного профессионального музыкального образования. Поэтому одной из важнейших задач конференции стало создание пока не общей, но сравнительной картины становления и развития музыкального образования в российской провинции. Другой задачей данной конференции стало обобщение современного музыкально-педагогического опыта российских регионов: выявление существующих проблем и трудностей, путей их преодоления, а также возможностей обновления содержания музыкального образования в новой социокультурной обстановке.

Научно-практическая конференция, прошедшая в Орле, объединила интересы педагогов-музыкантов высших, средних и начальных учебных заведений и представила все уровни трехступенной системы отечественного музыкального образования. Достаточно широка география участников межрегиональной конференции: свои материалы представили музыканты-педагоги из Астрахани, Курска, Москвы, Орла, Тулы, Смоленска, Ярославля. Обобщающий взгляд на современное состояние и перспективы развития отечественного музыкального образования высказала Д.К. Кирнарская, доктор искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных в своей статье «Трансформация музыкального образования в XXI веке».

На конференции обсуждались следующие вопросы:

  • история становления и развития музыкального образования в российской провинции;
  • взаимодействие столицы и провинции как фактор развития музыкально-педагогического опыта;
  • проблемы сохранения и развития традиций музыкального образования в современном контексте российской провинции;
  • преемственность многоуровневой системы музыкального образования: школа – училище – ВУЗ в условиях российских регионов;
  • пути обновления музыкального образования: современные программы, методики и технологии музыкального образования и их реализация на региональном уровне;
  • национально-региональный компонент в содержании музыкального образования;
  • концертно-просветительская деятельность музыкально-образовательных учреждений в культурном контексте российской провинции;
  • проблемы повышения престижности музыкального образования и востребованности выпускников музыкальных образовательных учреждений в условиях рыночной экономики.

На основе материалов конференции был издан сборник «Музыкальное образование российской провинции: История – Современность – Перспективы» (отв. ред. И.И. Банникова. Орёл: ОГИИК, 2007), включивший более 60 статей, докладов и сообщений.

На пленарном заседании со вступительным словом выступил директор Орловского музыкального училища, Заслуженный артист РФ Михеечев В.В. Были заслушаны доклады: «Становление и развитие системы музыкального образования в контексте культуры русской провинции» (В.И. Юдина, кандидат искусствоведения, доцент Орловского госуниверситета); «Традиции русской музыкальной школы и новаторские направления работы в системе музыкально-художественного воспитания учащихся ОДМШ № 1 им. В.С. Калинникова» (Л.А. Кочергина, директор ОДШИ № 1 им. В.С. Калинникова, Заслуженный работник культуры РФ); «Об изменении приоритетных направлений в деятельности детской музыкальной школы в условиях российской провинции XXI века» (Т.В. Чаплинская, зам. директора ОДМШ № 1 им. В.С. Калинникова); «Музыкальное образование в Орловском государственном институте искусств и культуры: история и перспективы» (Л.И. Дугина, профессор, декан ФХТ ОГИИК); «Актуальные проблемы музыкального воспитания и просвещения в современном учебно-образовательном процессе» (И.И. Банникова, кандидат искусствоведения, доцент, зав. кафедрой теории и истории музыки ОГИИК) и др.

Вторая часть конференции была посвящена двум большим творческим работам. Одна из них – презентация монографии «Страницы музыкальной летописи Орловского края» – представляет собой итог многолетних архивных изысканий преподавателей Орловского музыкального училища, Заслуженных работников культуры РФ Афанасьевой Н.С. и Блюмкиной М.С. и освещает картину становления и развития музыкального образования в Орле. Книга содержит большое количество документов из фондов Российской государственной библиотеки, архивов Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, фотографий и т.п.

Другая творческая работа – документальный фильм «И мастерство, и вдохновенье…», созданный Т.Н.Перелыгиной и С.В.Перелыгиным к 130-летию Орловского музыкального училища. Фильм посвящен нескольким поколениям учителей и выпускников старейшего в Орле учебного заведения.

Конференция завершилась гала-концертом учащихся, студентов и выпускников орловских музыкальных учебных заведений, в котором выступили талантливые орловские музыканты – от самых маленьких школьников, до выпускников, закончивших столичные вузы, лауреатов многих престижных всероссийских и международных конкурсов. Концерт показал тесную связь нескольких поколений орловской музыкально-исполнительской школы.

Обсуждение острых проблем современного состояния системы отечественного музыкального образования в рамках конференции позволило сделать следующие выводы.

– Участники конференции единодушно высказались в поддержку идеи сохранения и развития традиций системы отечественного музыкального образования, справедливо считающейся одной из лучших в мире. Вместе с тем, педагоги-музыканты выразили озабоченность перехода России на европейскую двузвенную систему музыкального образования (бакалавриат – магистратура), которая неизбежно приведет к кардинальным изменениям устоявшейся системы российского образования.

– Преподаватели отметили острые, болевые проблемы современного состояния музыкального образования в российской провинции, такие, как падение престижа музыкального образования, недобор поступающих и невостребованность выпускников музыкальных учебных заведений, мизерные зарплаты музыкантов-преподавателей, разрушение музыкальной культуры общества и т.д.

– В создавшейся ситуации, подчеркнули выступавшие, особенно важна личная, новаторская инициатива педагогов, ищущих современные, актуальные формы музыкального воспитания и образования; необходимой становится также консолидация и интеграция музыкально-педагогического опыта, которая была продемонстрирована участниками данной конференции.

– Участники музыкально-педагогического форума российской провинции считают, что проведение конференции, издание и распространение ее материалов должно привлечь внимание общественности не только к богатейшей истории российского музыкального образования, но и к острейшим проблемам, стоящим перед отраслью, формирующей духовную культуру современного общества в средних и малых городах России.

Конференция свидетельствовала о том, что особая роль в процессе сохранения отечественных традиций принадлежит российской провинции – географическому, социокультурному и духовному пространству, одновременно взаимодействующему и противостоящему столичным мегаполисам. Провинциальная культура не только способна осваивать современные инновации, идущие из мировых и отечественных центров, но и порождать новые идеи, опирающиеся на корневую систему отечественных культурных традиций. Писатель В.Г.Короленко, смотревший на провинцию как на реальную основу России, писал: «Идеи, зарождающиеся в столицах, проникают в провинцию, откладываются здесь, накопляются, растут и часто затем питают самые центры этой живой, сохранившейся силой». Участники конференции считают, что подобный музыкально-педагогический форум, объединяющий опыт педагогов средних и малых городов России, должен проходить в свете понимания культурной миссии отечественной провинции.

Решением конференции стала задача расширения сотрудничества российских регионов и проведения регулярных «Музыкально-педагогических чтений» («Калинниковских чтений»), посвященных проблемам музыкального образования российской провинции, девизом которых могут стать перефразированные слова М.И. Ломоносова: «Россия прирастает провинцией». В этом случае данный форум сможет стать заметным событием музыкальной культуры и образования не только центрального региона, но и всей России.

Поделиться:

Наверх