Top.Mail.Ru
Не только вызов, но и исповедь»: Игорь Евард о мировой премьере «Пробуждения Земли»
Собрать на одной сцене симфонический оркестр МГАСО, ведущих солистов оперных сцен и хоровую капеллу имени Юрлова — задача непростая. Но для мировой премьеры программы Игоря Еварда «Пробуждение Земли» нет ничего невозможного. Как горный инженер стал композитором с мировым именем и пришел к таким масштабным концертам в ММДМ мы расспросили самого Игоря Еварда.

- Каков был ваш путь в мир музыки? Вы с детства мечтали стать композитором или жизнь сама подсказала призвание? 

Вообще, я пришел к этому достаточно поздно  — в районе 30 лет. У меня ведь не только прошлое горного инженера, но и еще с десяток разных сфер за плечами. Везде я пытался найти что-то, что будет откликаться в моей душе. В какой-то момент я понял, что это композиция, и переехал из Смоленска в Москву. Здесь извилисто — через науку, журналистику и преподавание — в конечном итоге пришел к тому, чем для меня стала композиция: и не хобби, и не профессия.  Она очень важная часть моей жизни. Это, конечно, требует огромного образования, усилий, мышления… но, тем не менее, мне это очень интересно. Сейчас я продолжаю совмещать труд композитора с разными видами деятельности.

- Чем еще вы на сегодняшний день занимаетесь? 

Я для себя открыл еще одну творческую сферу: режиссура. Снял несколько клипов — их можно увидеть в сети, — и короткий метр, который в ближайшее время тоже появится в цифровом пространстве.

- Почему вы решили осваивать профессию кинорежиссера?

Я вижу в этой области объем и возможности, которые позволят моей душе  развиваться очень глубоко, поэтому я туда и иду.

- В коротком метре прозвучат композиции, которые мы услышим 20 февраля?

Да, но в иной форме  —  я заново создавал партитуры для симфонического оркестра. А в фильме и сценарий, и музыка мои. Это очень глубокая, хотя и короткометражная, картина, в ней поднимаются достаточно сложные темы: безотцовщина, ГУЛАГ, литература, кинематограф, философия…

- Для своей симфонической поэмы «Песнь Таборной горы» вы также выбрали трагическую лагерную тематику, почему вы к этому обратились?

На самом деле, произведение не о конкретном месте, а о каждом человеке. Оно затрагивает общие события, касающиеся всех жителей этой планеты  —  такая трагедия идет по всему миру. Через отклик в наших сердцах, я думаю, мы можем стать чуточку добрее. Я был бы счастлив, если бы через музыку в наш мир пришло больше света.

- Почему ваш концерт называется «Пробуждение Земли»?

Это название не отражает концепцию концерта полностью, это всего лишь одно из проявлений. Сейчас наш мир меняется во всех сферах. Но во главе всегда стоит личность, значит вся вселенная  —  внутри нас. «Пробуждение Земли»  —  это пробуждение нашего сознания, и речь идет не о планете, а о том, что у нас в душе происходит. Думаю, что в душах современных людей это уже назрело, и все мы хотим каких-то перемен. При этом, в каждом из нас живет святой Сатир.

- Одно из ваших произведений так и называется «Святой Сатир», почему вы обратились именно к этому герою античной философии?

Философия мне очень близка. Я преподавал ее и защитил когда-то диссертацию. Святой Сатир  —  это, с одной стороны, пограничное существо, которое связывает язычество с зарождающимся христианством, а с другой  —  та часть нашего сознания, которая живет в душе каждого человека. 

- Значит это про каждого из нас?

Конечно! В каждом живет такой Сатир, который ищет смысл жизни, ищет Бога, какой-то свой путь и самого себя. Я бы хотел, чтобы через это произведение мы как-то почувствовали, что у нас есть все шансы создать лучшие версии себя. Разве все мы  —  не святые Сатиры, и разве все мы не проходим Таборную гору? 

- На создание этой музыки вас вдохновили происходящие в мире перемены или что-то иное? Может быть, приоткроете тайну композиторства?

То, как пишется музыка, всегда остается тайной за семью печатями. Я думаю, что вдохновение  —  это закрытая сфера, и произведения рождаются не потому, что композитор решил о чем-то конкретном написать. Просто ему приходят определенные цели, идеи, и дальше он для себя решает: будет браться за это или нет, почувствовал ли он эту идею, этот проект сердцем? 

- Чем, на ваш взгляд, люди искусства отличаются от остальных?

Есть люди, которые нормально  —  в общепринятом смысле  —  работают, зарабатывают деньги, для семьи для себя, а есть те, кто непонятно для чего лезут на какую-то творческую гору. Раз это непонятно, легче их назвать «не от мира сего». На самом деле, если есть внутри какой-то определенный задел, уровень, то каждый человек для себя ищет вызов, чтобы развить себя, свою душу и свою личность. Чем этот задел больше, тем больший вызов человек готов принять.

- Этот концерт тоже является для вас вызовом?

Да, потому что я  —  бывший горный мастер  —  делаю симфонический концерт. Это вызов даже для профессионального композитора, а для меня  —  двойной. Мне интересно, потому что это покрыто для меня тайной: я открываю новизну в себе и приобретаю новый опыт, а значит доношу что-то совершенно новое другим. Самое трудное и самое лучшее  —  это трудиться душой, и не важно, кто вы: композитор, филолог или журналист, важно, какая глубина вашей личности.

- Зачастую человек растет именно в тяжелые периоды жизни. Есть что-то, что наложило отпечаток на вашу музыку?

Начнем с того, что я пережил в детстве клиническую смерть, и у меня было много моментов, когда я был близок к смерти уже в сознательном возрасте: когда меня завалило в шахте, когда столкнулись два подземных поезда, когда я переходил горную речку и едва не утонул. Было много других случаев, но при этом сильно билось сердце и хотелось жить, и я чувствовал остроту этой жизни. 

- Значит, в этих препятствиях и есть наша жизнь?

Не только в них, но и в них тоже: когда мы открываем что-то новое для себя, а не идем по проторенной дороге. Рост не проходит безболезненно, значит нужно идти навстречу ветру, чтобы проживать все время что-то новое. И для этого нужна внутренняя смелость: идти навстречу тому, что тебе неизвестно.

20 февраля мы услышим кроссоверы и вокально-симфонические произведения на трех языках. Каким образом вы подбирали слова для своей музыки или, может, специально писали ее для каких-то стихотворений?

Стихи находят композитора, а уже композитор думает: отзываться на этот вызов ему или нет. Я верю в то, что встреча творческих людей тоже не случайна: она происходит только тогда, когда из нее может родиться что-то интересное. В моем случае, сначала я писал музыку, потом на эту музыку поэт писал стихи. Сама музыка диктует и то, какой должен быть язык: английский, испанский или русский, потому что у каждого  —  своя тематика. 

- В вашем творчестве много испанских мотивов, с чем это связано?

Испания всегда была мне близка, поскольку я гитарист. В частности, Гарсиа Лорка  —  один из моих любимых поэтов, на его стихи у меня также написано достаточно много песен. Это связано и с моими интересом к испанской культуре в целом. Вообще я считаю, что она очень близка русской. 

- Что вы хотите донести своей музыкой?

Этот концерт не только вызов, но и исповедь. Прежде всего, я хочу выразить самого себя через произведения, которые будут звучать в этот вечер, чтобы музыка была услышана и вызвала в других людях резонанс того, что чувствую я. Это бесполезно пересказывать словами, это можно только услышать.

Интервью для Muse Cub

Поделиться:

Наверх