Top.Mail.Ru
Интервью Игоря Еварда для журнала АртМосковия
Композитор Игорь Евард - о становлении в профессии, композиторской деятельности, творческих планах

- Игорь, начнем с самого банального вопроса, просто потому что догадываюсь, каким интересным будет ответ. Как вы пришли к композиторской деятельности?

- Моим самым первым запомнившимся музыкальным впечатлением была служба в католическом костеле: мне было шесть лет, когда я на нее попал. Звучание органа настолько захватило меня, что я в этот момент решил, что стану музыкантом, органистом. Но между мечтой и реальностью оказалась пропасть, непреодолимая на тот момент - мы жили в небольшом шахтерском городке, в семье было четверо детей, маме было сложно помочь мне осуществить мою мечту. Я пришел к ее воплощению сам, правда, значительно позже.  После окончаний Горного института в Ленинграде я работал на шахте в Солигорске. Я всегда брал с собой книги, стихи: однажды мне на глаза попалось стихотворение моего дяди, смоленского поэта Владимира Ионова. Это был день, когда во мне вновь проснулось стремление к детской мечте:  я взял в руки гитару и начал сочинять песни. Серьезные занятия композицией случились намного позже, когда с одной гитарой, составлявшей все мое богатство, я приехал в Москву. Мне было уже 33 года на тот момент. 

- Как появляется идея написания новой композиции? Кто или что вас вдохновляет?

- Путешествия, творческое общение, произведения искусства. Последнее мое сочинение, классический кроссовер Rainbow bridge (в переводе радужный мост) на стихи московского англоязычного поэта Маргарет Плат, имеет долгую историю от замысла до воплощения. У меня есть любимое стихотворение Николая Гумилева. Первые его строки: 

На горах розовеют снега,

Я грущу с каждым мигом сильней,

Для кого я сбирал жемчуга

В зеленеющей бездне морей?!

Я работал горным инструктором, и это стихотворение вдохновляло меня во время походов: я мечтал воплотить его  в музыке. Но написать песню на слова, родственные этому стихотворению, довелось только сейчас. Автор этих слов – поэт Маргарет Плат, которой удалось уловить и образ, созданный Гумилевым, и мое восприятие. Творчески преломив строки Гумилева, она вдохновенно воплотила мою мечту. Стихотворение Маргарет Плат Rainbow bridge легло в основу первого произведения моей трилогии классических кроссоверов на английском языке.

- Как вы считаете, почему понятие «классический кроссовер» так и не прижилось в нашей стране?

- Классический кроссовер – актуальное явление в музыкальной индустрии, охватывающее самую большую возрастную аудиторию слушателей, от подростков до пожилых людей: каждый может найти в этой музыке нечто созвучное своей душе. Стиль этот продолжает развиваться, дарить нам новые эмоции, удивлять. Для меня всегда было интересно выйти за рамки собственного опыта, поэтому мне так интересен жанр классического кроссовера, который открывает перед академической музыкой новые горизонты, стирает грань между элитарным и массовым искусством. Сегодня это действительно трудно осуществить на эстраде -  нужны певцы с оперными голосами, симфонический оркестр, множество самых разных нюансов,  временных и творческих затрат. Но у этого жанра есть будущее: новый синтез позволяет комбинировать академическую основу с самыми современными музыкальными тенденциями. Соединение «несоединимого» рождает неожиданные интерпретации, и это становится все более интересным  творческим музыкантам, которым всегда тесно в определенных рамках.

- Какие творческие трудности у вас возникали? Бывали ли такое, что на долгое время происходило затишье, и вы не писали музыку?

- Композиторство вообще трудная профессия. Мало кому из выбравших этот путь удается доносить свои произведения до публики, за исключением тех, кто пишет музыку под заказ. Мои личные трудности были связаны, прежде всего, с преодолением бытовых проблем, постоянной нехваткой времени, меняющимися жизненными обстоятельствами: днем я преподавал на кафедре философии в университете, вечером давал частные уроки по классической гитаре. Найти силы ночью заниматься композицией – непростое испытание. Были трудности, связанные с частой переменой места жительства, приходилось с нуля налаживать быт, менять профессии. Естественно, были периоды творческого затишья. И нужно было много горения, внутренней целеустремленности, чтобы продолжать заниматься любимым делом с полной отдачей. Но все эти  жизненные испытания сыграли и позитивную роль - без них не было бы настоящего творчества.

- Какие три компонента вы можете назвать, без которых создание музыкального произведения невозможно?

- На первое место я бы поставил ежедневный труд и постоянное самообразование. Должно быть также творческое горение, такое состояние, когда невозможно не писать. И сбалансированное сочетание тишины и уединения и проживания страстей, страданий - максимальная палитра эмоций и чувств. Все это вместе делает невозможное возможным.

- А какую музыку вы сами слушаете? 

- В 6 лет я признавал только Баха, другая музыка для меня не существовала. По мере взросления я открывал для себя все новые музыкальные впечатления и сегодня слушаю музыку самых разных направлений. Главный критерий – музыка должна быть талантливой, только в этом случае она представляет для меня интерес и способна вдохновлять на творчество.

- Вы не раз в своей жизни меняли профессию, расскажите, как решиться на столь кардинальные изменения в жизни? Что можете посоветовать нашим читателям на основе собственного опыта?

- На первое место я бы поставил целеустремленность – нужно видеть свою мечту и постоянно идти к ней, преодолевая страх и лень. Да, для  этого нужно быть свободным, а это непросто: Фрейд говорил, что большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, которую немногие готовы взять на себя. Ведь только по-настоящему смелые люди выбирают неизвестность, не имея жилья, зарплаты, элементарной уверенности в завтрашнем дне. Им приходится сражаться с внешней критикой и собственными страхами и сомнениями, постоянно преодолевая себя. Но у таких людей есть доверие к Вселенной, от которой всегда в нужный момент приходит поддержка. Я давно понял, что гораздо больше правды в  книгах, чем в огромных объемах телевизионного «мусора», который сгружают на нас средства массовой коммуникации. Но еще больше в ногах и живых разговорах: живое слово и живой звук рождаются в тишине и уединении. 

- Игорь, расскажите про творческие планы. Какие премьеры ожидаются от вас в ближайшее время?

- В августе я планирую завершить трилогию  классических кроссоверов на английском языке, три композиции, которые  будут записаны на EP мини-диск в сотрудничестве с солистом Лейпцигского оперного театра, тенором  Сергеем Писаревым. Первый – это уже упомянутый сегодня трек Rainbow bridge на стихи Маргарет Плат. Слова двух остальных написаны московским поэтом Антоном Брежисовским.  В поддержку первого сингла Rainbow bridge культовым клипмейкером Ириной Мироновой снят клип.  

Поделиться:

Наверх