Отмечаемое в этом году 100-летие со дня независимости Финляндии естественным образом повлияло на интенсивность культурного диалога с нашими северными соседями. В Петербурге уже гастролировали оркестр Финского радио и Симфонический оркестр Лахти. Оркестр из Турку относится к числу старейших коллективов не только Финляндии, но и всей Европы, ведя свой отчет с 1790 года, когда в городе, находившемся еще под шведской короной, появилось одно из первых на берегах Балтики музыкальных обществ. С 1927 года начинается новая история коллектива, получившего официальный статус и вошедшего в муниципальное подчинение. А в 2012 году оркестр Турку возглавил Лейф Сегерстам – авторитетный музыкант современной Финляндии, одинаково плодотворно проявляющий себя как на композиторском поприще (помимо иных сочинений перу Сегерстама принадлежит свыше 300 (!) симфоний), так и за дирижерским пультом (маэстро регулярно готовит симфонические программы и оперы разных стилей).
Особое место в репертуаре Филармонического оркестра Турку занимают произведения финских композиторов, и на этот раз вместе с непременным Сибелиусом Сегерстам представил жившего в первой половине XX века и мало известного у нас композитора Ууно Клами, сыграв его цикл из пяти симфонических поэм под названием «Калевала». В отличие от Сибелиуса, прошедшего классическую немецко-австрийскую школу, Ууно Клами учился в Париже, стажируясь, в частности, у самого Мориса Равеля. Поэтому и музыкальное воплощение образов из «Калевалы» получилось совершенно иным, отмеченным не столько суровой строгостью, сколько гибкостью и особой пластичностью. В четвертой части («Колыбельная для Лемминкяйнена») слышалась даже русская протяжная песня, а в прихотливом «Танце дриад» и мощном финале («Ковка Сампо») ощущалось влияние Стравинского.
Оркестр в полной мере сумел выразить заложенные в партитуре красоты, все тембровые переливы звучали необыкновенно красиво и полнокровно, все переходы и разделы формы были продуманы и обозначены дирижером.
В дополнение к симфоническому циклу Клами вместе с сопрано Реета Хаависто Сегерстам исполнил две ранние арии Бетховена. Практика, когда композитор к уже готовой опере мог присочинить вставную арию, была достаточно распространена в Европе в XVIII веке, и юный Бетховен успел ее застать. Ария Ah! Perfido была написана на текст либретто оперы «Ахилл на Скиросе» Метастазио, а Primo amore piacer del ciel – на текст неизвестного автора – была создана еще в боннские годы как упражнение в композиции. Музыку этих арий, местами напоминающих стиль позднего Моцарта, а местами устремляющихся уже к бетховенским открытиям 1820-х годов, Сегерстам трактовал в романтическом духе, но академично и не вдаваясь в тонкости, солистка чисто проинтонировала текст, однако чувствовалось, что оркестру тесно и не очень уютно в «камзолах» XVIII века.
Зато Пятую симфонию любимого Сибелиуса играли от души – ярко, в отдельных моментах даже помпезно, с искрящимися соло духовых и проникновенной кантиленой у струнных. Созданная в непростые послереволюционные годы, эта симфония словно возвышается над историческими катаклизмами и человеческими страстями, перенося слушателя в пространство мифа, где действуют иные законы и правила. Один из секретов успеха Сегерстама-дирижера заключается в его особом, «композиторском» подходе к исполняемым партитурам, он воспринимает их не как застывший кристалл, а как непрерывно движущийся процесс. Для Сибелиуса, чей композиторский принцип как раз состоит в постоянном разворачивании звуковых волн (от едва слышного «шелеста» к грандиозной кульминации, в которой задействуется весь оркестр), подобный подход оказался очень уместным и удачным. Подобно искусному скульптору или архитектору Сегерстам возводил грандиозное здание «храма природы», разнородные элементы складывались в единую масштабную картину, поражающую величием и мощью.
На фото: Филармонический оркестр Турку под управлением Л. Сегерстама
Фото Валентина Барановского
Поделиться: