АРХИВ
17.03.2014
КОНДРАШИН О КОНДРАШИНЕ

«Подлинное искусство немыслимо без индивидуальности творца». Так считал Кирилл Кондрашин. 6 марта исполнилось 100 лет со дня рождения дирижера. Выборочные материалы его писем и интервью – напоминание о непростой биографии одного из наиболее известных отечественных музыкантов.

«Я родился в семье оркестровых музыкантов. В годы моей молодости в Москве существовал оркестр без дирижера, так называемый «Персимфанс». Родители мои – артисты этого коллектива – часто брали меня с собой на его репетиции и концерты. Годам к тринадцати определился мой серьезный интерес к музыке – я выбрал для себя симфоническую деятельность».

В 1931 г. Кирилл Кондрашин поступил в Московскую консерваторию на факультет оперно-симфонического дирижирования в класс Б.Э. Хайкина. По окончании (1936) молодой дирижер семь лет работал в Малом театре оперы и балета в Ленинграде. В 1943 г. он получил приглашение в Большой театр, который покинул через четырнадцать лет, чтобы начать карьеру гастролирующего дирижера.

«Первые 24 года я работал в опере. Существующий в СССР культ певца и низведение роли дирижера до функции аккомпаниатора заставили меня уйти с высокого поста дирижера Большого театра и переключиться на симфоническую деятельность».

В 1960-1975 гг. Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии. Под его управлением этот коллектив выдвинулся в число ведущих.

«В СССР крайне велика дифференциация в оплате труда различных оркестров. Когда я принял оркестр, члены его получали от 100 до 150 рублей в месяц. Однако одновременно в Москве было 6 оркестров, получающих оплату от 200 до 500 рублей в месяц. Естественно, что оркестр Московской филармонии был тогда не из лучших. За 16 лет работы в нем мне удалось вывести его в ряды ведущих коллективов и даже добиться повышения оплаты до 150-300 рублей в месяц. Некоторое время оркестр был на высоте, однако все еще существующая диспропорция в оплате привела к тому, что лучшие музыканты стали переходить в более высокооплачиваемые коллективы. Оркестр пошел вниз, и я был бессилен помешать этому».

В декабре 1978 г. после очередного концерта в Нидерландах Кирилл Кондрашин решил не возвращаться в СССР. Переживания по поводу ухода Геннадия Рождественского с поста дирижера Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио, лишения Мстислава Ростроповича гражданства, письма Альгиса Жюрайтиса в «Правду» о постановке в Париже «Пиковой Дамы» в редакции Альфреда Шнитке составили эмоциональный фон принятия решения об эмиграции. Фактически же дело обстояло так:

«Почему я остался на Западе.

Мне 64 года, 47 лет я уже стою за пультом. Однако я чувствую в себе еще много нереализованных возможностей. Каждый раз, когда меня спрашивали на Западе о возможных сроках для будущих визитов, я сгорал от стыда, отвечая: обратитесь в Госконцерт, так как советским артистам запрещено самим регулировать свои гастроли.

...Мне запрещают делать записи за рубежом. Оркестр «Консертгебау» в течение ряда лет обращался в Министерство культуры с просьбой разрешить мне записывать пластинки с компанией «Филипс». После пяти лет (!) отказов мне разрешили сделать один диск, предупредив, что для других необходимы новые переговоры и что я должен записывать не русскую, а только западную музыку.

Ощущение собственного бесправия и неполноценности усиливается неодинаковым отношением Министерства культуры к различным артистам: уже давно Святослав Рихтер, а с недавних пор и Гидон Кремер имеют свободный выезд в любой момент и бесконтрольную деятельность на Западе. Я не оспариваю величие этих музыкантов, но мне непонятно, почему только они имеют такие привилегии? Я обратился в Министерство культуры с просьбой предоставить такую же возможность и мне на обычных финансовых условиях Госконцерта (я возвращаю до 90% своего гонорара), но получил отказ».

Вскоре после эмиграции Кондрашин получил место главного приглашенного дирижера «Консертгебау» в Амстердаме, а в 1981 г. должен был возглавить Симфонический оркестр Баварского радио.

«....Я сам чувствую, и все единодушно отмечают новый этап в моем дирижировании, углубление, большую искренность.

…Очень хорошая пресса – особенно отмечают мое умение трансформировать звучание оркестра, отличное от привычного.

...В январе Япония, оттуда в Мюнхен, из Мюнхена в Вашингтон, из Вашингтона в Париж и т.д. и т.п. Пока есть здоровье и силы, не хочу останавливаться».

Кирилл Кондрашин скоропостижно умер от инфаркта 7 марта 1981 г. Он похоронен в Амстердаме на кладбище Вестерфелд.

«У исполнителя короткий век, в отличие от писателя и живописца музыкант-исполнитель может оставлять после себя след максимум на два поколения, ибо его искусство это всегда искусство определенного отрезка, определенной эпохи. Оно уходит с артистом. Время меняет трактовки, меняет темпы. Поэтому задача артиста и в частности дирижера заключается не в том, чтобы «настрогать» побольше исполнений, но выработать и оставить после себя свой стиль, свой подход к произведениями классиков».

КОНДРАШИН И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ

В Ленинградской филармонии Кирилл Кондрашин впервые выступил 19 ноября 1937 года. С тех пор и до самого отъезда за рубеж концерты Кирилла Кондрашина в Большом зале филармонии были регулярными. В 40-50-х годах Кондрашин, которого считали одним из самых чутких аккомпаниаторов, выступал на сцене БЗФ с Эмилем Гилельсом, Давидом Ойстрахом, Святославом Рихтером, Ваном Клиберном. В 50-х и 60-х годах Кондрашин возглавлял ныне Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии на летних гастролях в Кисловодске, Ессентуках, Нальчике, в 70-х выступал с ЗКР в Дзинтари (Латвия). Последние выступления Кирилла Кондрашина в Ленинграде состоялись 23 и 24 октября 1978 года, он дирижировал Академическим симфоническим оркестром филармонии.

В артистической судьбе Юрия Темирканова Кирилл Кондрашин сыграл большую роль, пригласив в 1970 году молодого дирижера в турне по США с оркестром Московской филармонии. Тогда же состоялся дебют Темирканова в Карнеги Холл, прошедший с большим успехом.

Поделиться:

Наверх