С 29 ноября по 3 декабря в Санкт-Петербурге и Москве проходил концертный тур Евразийского симфонического оркестра Казахского национального университета искусств. В рамках тура подписан меморандум о сотрудничестве между Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова и Казахским национальным университетом искусств.
30 ноября на церемонии подписания меморандума в целях развития художественного образования и международной интеграции в области искусства и культуры ректор Петербургской консерватории М.Х. Гантварг сказал, обращаясь к ректору Казахского университета искусств Айман Мусахаджаевой:
«Нашей консерватории исполнилось 150 лет, а вашему молодому вузу в апреле 2013 года предстоит отметить свой 15-летний юбилей. Надеюсь, мы будем тесно сотрудничать, дружить, ведь мы должны еще много сделать для того, чтобы музыкальное искусство России и Казахстана было на самом высочайшем уровне».
А уже 2 декабря состоялся концерт в Большом зале Московской консерватории, на котором успешно выступали молодые коллективы: не только Евразийский симфонический оркестр, но и детский хор «Елигай» и ансамбль скрипачей. По словам А.К. Мусахаджаевой, «в рамках существующего Совета ректоров консерваторий СНГ, который возглавляет ректор Московской консерватории А.С. Соколов, установлено, что каждая страна Содружества будет представлять творчество молодых, в том числе молодежные симфонические оркестры».
В программе концерта прозвучали произведения композиторов разных стран и разных эпох, это были М.Скорик, А.Хачатурян, Ф.Крейслер и другие. Открылся концерт музыкой выдающегося казахстанского композитора Тлеса Кажгалиева. Евразийский симфонический оркестр исполнил его симфоническое скерцо «Кыз куу» (фрагмент сюиты из балета «Степная легенда»). Впервые в Москве прозвучали 12 каприсов Паганини – Скорика для симфонического оркестра. Второе отделение началось с выступления хора «Елигай» (худ. руководитель Г.Куттыбадамова) - лауреата международных фестивалей и конкурсов: прозвучали «Аве Мария» Баха – Гуно, «Жаворонок» Глинки и «Косалка» Даулеткерея. Затем народная артистка РК Айман Мусахаджаева с Евразийским оркестром под управлением Айдара Торыбаева исполнила Скрипичный концерт Хачатуряна. Примечательно, что Арам Хачатурян благословил юную Айман, когда она училась еще в 7 классе Республиканской средней специализированной музыкальной школы им. К.Байсеитовой. В нотах скрипичной партии своего концерта выдающийся композитор написал: «Айман, ты будешь известной скрипачкой». Завершал московский концерт ансамбль скрипачей, исполнивший «Прелюдию и Аллегро в стиле Г.Пуньяни» Ф.Крейслера.
Ректор Московской консерватории А.С. Соколов делится впечатлениями:
«Недавно в Большом зале Московской консерватории выступала Казахская национальная консерватория им. Курмангазы (Алматы) и теперь как прямое продолжение выступает Казахский национальный университет искусств (Астана). Это случайное совпадение показывает, что у нас сохранились тесные связи с Казахстаном, которые на протяжении многих лет были безусловно крепкими, дружественными и творческими.
Хочу выразить восхищение тем, что происходит в Астане, что я видел сам. Астана, буквально на наших глазах возникнув в степи, сегодня представляет собой красивейший город, который остается в памяти у каждого, кто в нем оказывается, причем не только своей архитектурой, но и своим духом. Я был просто поражен тем, что мне показывала Айман Кожабековна в Казахском национальном университете искусств. Здесь очевидна забота государства о будущем своего народа, о высоком профессиональном уровне музыкального образования».
Профессор Московской консерватории Е.Б. Долинская после концерта отмечает: «Не только я, но и все присутствующие ощутили, что в Большом зале Московской консерватории произошло особое событие. Это был праздник музыки, который сотворили выдающаяся скрипачка Айман Мусахаджаева и Евразийский симфонический оркестр - коллектив молодых, но уже сложившихся исполнителей.
Замечательно была подобрана программа. Мне лично было особенно приятно, что начало концерта задало произведение Тлеса Кажгалиева. Балет «Степная легенда», как и другие сочинения этого замечательного, ныне, увы, покойного композитора, воплощает удивительную энергетику музыкальной мысли. Мне довелось еще раз, после первого исполнения в Астане, услышать в оркестровом варианте гениальные 12 каприсов Паганини. Всегда ответственно и сложно для композитора, работающего с сочинением великим, давно вошедшим в золотой фонд музыкальной культуры, сохранить прелесть оригинала и вместе с тем дать его новое прочтение. Но то, что было сделано очень опытной рукой и чутким слухом композитора Мирослава Скорика, убеждает. Были в концерте свои изюминки. Это, прежде всего, детский хор. Причем те сочинения, которые он исполнял, тоже принадлежат к достижениям мировой классики. Ансамбль скрипачей завершал концерт сочинением Крейслера: в нем маленькие исполнители не только сливались в едином звучании, а каждый или почти каждый из них имел свою сольную партию.
Поразительно энергично развивается казахская культура и музыкальное образование на современном этапе! Большое впечатление на меня производит энтузиазм молодых казахских музыкантов. Научная школа и музыкальная культура Казахстана выходят сегодня на совершенно новый уровень. Это уровень европейского значения с сохранением великого внимания к своим национальным корням».
Поделиться: