Top.Mail.Ru
ХОЛМЫ, РАВНИНЫ И РУЧЕЙ
На прошедшей неделе удалось посетить лишь три концерта. Каждый был по-своему интересен, но главным событием стал все же юбилейный вечер Ефрема Подгайца в БЗК

Ефрем Подгайц. Фото Иры Полярной Играет Юрий Фаворин. Фото предоставлено Московской филармонией

Нарисовать птицу и спеть о себе

Концерт к 75-летию Ефрема Подгайца в БЗК стал завершением двадцатого Осеннего хорового фестиваля имени профессора Б.Г. Тевлина. В нынешнем году он носил название «Пересечение миров» и был посвящен 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке. Соседство в афише имен Подгайца и Шнитке тоже можно рассматривать в качестве одного из примеров такого пересечения.

Ефрем Подгайц давно уже вошел в когорту живых классиков, причем в его случае прилагательное «живой» даже важнее существительного. Он не выглядит на свои годы, неизменно улыбчив и доброжелателен, да и его музыка в массе своей носит столь же светлый характер. Среди композиторов, большую часть творчества адресующих детям, у него по-настоящему и нет конкурентов. Лучшие детские оперы Подгайца много лет украшают репертуар Театра им. Н.И. Сац («Дюймовочке», к примеру, скоро исполнится тридцать), идут они и на других сценах. Не столь счастливо сложилась судьба «взрослых» сочинений, особенно театральных. Интереснейшая опера «Лёд-9» (по роману К. Воннегута «Колыбель для кошки»), написанная почти двадцать лет назад и вполне актуальная, так до сих пор и не поставлена. А премьера Четвертой симфонии (оконченной в 2016 году) состоялась только теперь, на этом концерте.

Собственно, мировых премьер было две. Помимо симфонии, это еще и кантата «Песня о себе» на стихи У. Уитмена в переводе К. Чуковского, которой вообще-то уже полвека от роду. Сочинение молодого композитора было неодобрительно встречено руководством СК и к исполнению не рекомендовано.

25-летнего автора «Песни о себе», пожалуй, можно было бы с некоторой натяжкой причислить к авангарду 70-х. Это, безусловно, весьма интересное и талантливое сочинение, в котором композитор еще во многом находится в процессе поиска собственного стиля. А вот в кантате «Как нарисовать птицу» на стихи Жака Превера, созданной шестью годами позднее, стиль этот уже вполне сформировался. Одно из самых известных и популярных сочинений юбиляра – прекрасный пример того, как можно писать мелодично и вроде бы даже просто, не впадая при этом в банальное упрощенчество. Вот уже более сорока лет кантата украшает репертуар детского хора «Весна», по инициативе основателя которого, Александра Пономарёва, и была написана. Тот же коллектив (руководимый ныне Надеждой Авериной) исполнил ее на юбилейном концерте, и вряд ли какой-нибудь другой сделал бы это лучше. Свою лепту внесла и солистка – Татьяна Гаврилова из Большого театра Беларуси.

Поскольку фестиваль «Пересечение миров» хоровой, то и в программу вечера вошли исключительно сочинения, предполагающие участие хора. В исполнении «взрослых» сочинений участвовали одновременно два коллектива – «Мастера хорового пения» во главе с Львом Конторовичем и Камерный хор Московской консерватории, руководимый Александром Соловьёвым (по совместительству также и худруком фестиваля).

Четвертая симфония для оркестра, хора и органа (партию которого исполнила Евгения Кривицкая) носит название «Холмы» – по одноименному стихотворению Иосифа Бродского, звучащему в хоровом финале. Композитор во многом продолжает здесь традицию Шостаковича. Правда, у него тема жизни и смерти носит не мрачно-трагический, но отрешенно-философский характер, как нельзя лучше передаваемый повторяющимися подобно рефрену словами поэта: «Смерть – это только равнины. Жизнь – холмы, холмы». В первой части ощутимы также следы Прокофьева, а во второй – даже и Малера. В целом симфония произвела достаточно сильное впечатление. Высокое качество исполнения во многом обеспечило участие ГАСО им. Светланова под управлением Евгения Бушкова – давнего энтузиаста творчества Подгайца.

 

Звезды XXI века

В концерте фирменной серии Московской филармонии «Звезды XXI века» выступили пианисты Петр Акулов и Сергей Давыдченко, а за дирижерским пультом светлановского ГАСО стоял Федор Безносиков. Открыв программу фрагментами из «Ромео и Джульетты» Прокофьева, он сразу утвердил себя в качестве первой звезды вечера. Прокофьевская музыка звучала под его руками мощно, с пронзительным драматизмом и вместе с тем – лирической трепетностью в соответствующих моментах. Может быть, только кое-где (прежде всего, в «Монтекки и Капулетти») звуковой напор казался немного чрезмерным.

У Безносикова, меньше чем за год прошедшего путь от делающего первые шаги дебютанта до одного из самых востребованных дирижеров, несмотря на обилие выступлений с разными оркестрами по-прежнему сохраняется ощущение, которое можно уподобить эйфории полета, когда сам процесс управления воздушной птицей еще не потерял для пилота эффекта новизны. И инструментальные концерты у него подчас уподобляются симфониям – с оркестром на первом плане. При этом баланс между ним и солистами, как правило, выдерживается, но случается, что их все же «накрывает» звуковой волной, вынуждая к форсированной игре. Впрочем, здесь многое зависит и от количества совместных репетиций, каковых, похоже, на сей раз было явно недостаточно.

Петр Акулов, игравший Третий концерт Прокофьева, в целом достойно справился с технически заковыристым сочинением, но все же складывалось ощущение, что талантливый пианист здесь – не совсем в своей стихии. Не хватало настоящего драйва и, напротив, многовато было «умеренности и аккуратности». Индивидуальность пианиста куда как лучше проявилась в сыгранном на бис фрагменте из балета «Ромео и Джульетта» – по совпадению, звучавшем уже в начале вечера в исполнении оркестра. Переложение, судя по всему, принадлежало самому Акулову, и здесь он в полной мере раскрылся как лирик по преимуществу.

По окончании же всей программы даже подумалось: а не лучше ли было бы, наоборот, чтобы Акулов играл Второй концерт Рахманинова, а прокофьевский – Давыдченко (в прошлом сезоне, кстати, дважды сыгравший цикл из всех пяти его концертов – в Петербурге и в Казани)?

Давыдченко произвел в этот вечер двойственное впечатление. С одной стороны, трудно было не заметить возросшей технической уверенности. В рахманиновском концерте у него были моменты просто превосходные, сыгранные виртуозно и красиво, хотя иные пассажи казались словно бы взятыми напрокат из Первого концерта Листа. Не было, однако, того главного, без чего Второй концерт – это уже что-то другое. Здесь должна петь душа, но у пианиста она, казалось, как бы и не участвовала в исполнении. В том ли причина, что Рахманинов – не совсем его композитор, или в том, что в последнее время он уж слишком много играет, не будучи еще в силу возраста достаточно готовым к этому психологически? А может, как сообщил сам пианист в соцсетях, дело в том, что тот же Второй концерт он в этот вечер играл уже в десятый раз (причем предыдущие два были в начале той же недели в Софии и Плевне, а уже на следующий вечер, в Ижевске, случился одиннадцатый) и он идет у него как бы по накатанной колее, не без некоторой даже доли рутины?..

***

Концерт в КЗЧ следующим вечером входил в абонемент «Вечера фортепианной музыки», хотя тоже мог бы идти под титлом «Звезды XXI века»: и Юрий Фаворин, и Константин Емельянов уже не раз под ним выступали. 37-летний Фаворин прочно прописался в высшей лиге современных пианистов. 30-летний Емельянов пока лишь движется в этом направлении. Впрочем, меньше чем за неделю до этого концерта он выиграл Международный конкурс им. Рины Сала Галло (одним из основателей которого был Артуро Бенедетти Микеланджели) в итальянском городе Монца, получив первую премию. И это отнюдь не первая его конкурсная награда, но только сейчас победа на конкурсе в одной из так называемых недружественных стран особенно дорогого стоит.

Вечер целиком был посвящен музыке Баха. Первое отделение открыл Емельянов – «Французской сюитой» №6 для клавира ми мажор (BWV 817). Сыграна она была изящно и элегантно, хотя баховский масштаб как-то не очень ощущался. Зато он буквально с первой ноты возник у Фаворина в Партите №6 для клавира ми минор (BWV BWV 830). Мы словно перенеслись от ручейка (а именно так, напомню, и переводится фамилия Баха) на берег океана. И если у Емельянова звучание рояля порой напоминало клавесин (хотя это был «неаутеничный» «Стейнвей»), то у Фаворина – скорее, орган. Впрочем, не стоит все же сбрасывать со счетов разницу между самими сочинениями: французская сюита носит характер легкий и непринужденный, партита же – глубокий и возвышенный…

Программу составили так, чтобы лишний раз подчеркнуть свойственную творениям Баха симметричность: в первом отделении чередовались ми мажор и ми минор, во втором – до мажор и до минор. Речь о концертах для двух клавиров, струнных и бассо континуо (соответственно, BWV 1061 и 1062), где к пианистам присоединились музыканты Камерного оркестра России (ГАКОР). Чуткий Емельянов постепенно подтянулся к своему старшему коллеге – в итоге у них сложился равноправный дуэт. И – почти безупречный ансамбль с ГАКОР. Почти, потому что при игре без дирижера, даже если музыкантов чуть больше десятка, достичь синхронности вступлений проблематично.

Фотоальбом
Дирижирует Евгений Бушков. Фото Иры Полярной Дирижирует Федор Безносиков. Фото предоставлено Московской филармонией Евгений Бушков, ГАСО им. Светланова, Камерный хор МГК, Мастера хорового пения. Фото Иры Полярной Евгений Бушков, Татьяна Гаврилова, ГАСО им. Светланова, хор Весна. Фото Иры Полярной Играет Константин Емельянов. Фото предоставлено Московской филармонией Играет Петр Акулов. Фото предоставлено Московской филармонией Играет Сергей Давыдченко. Фото предоставлено Московской филармонией Константин Емельянов и Юрий Фаворин. Фото предоставлено Московской филармонией Константин Емельянов, Юрий Фаворин и музыканты ГАКОР. Фото предоставлено Московской филармонией Ефрем Подгайц. Фото Иры Полярной Играет Юрий Фаворин. Фото предоставлено Московской филармонией Ректор МГК А.С. Соколов поздравляет юбиляра. Фото Иры Полярной

Поделиться:

Наверх