Брэд Питт на заре несытой юности зарабатывал, прохаживаясь в костюме Сумасшедшего Цыпленка у входа в бистро. Как повлиял на его посещаемость артистизм неоперившейся звезды, история умалчивает. Но попади тогда будущий кумир миллионов не в затрапезное заведение, а в театр подмосковного Воскресенска – «кукольный» этап в его карьере мог бы стать куда более плодотворным. Во всяком случае, с момента основания Театра ростовых кукол «Софит» в 2000 году ни один из четырнадцати членов его команды не смог расстаться с возможностью «смело освещать, фантазировать, искать, творить» (так расшифровывается название-аббревиатура).
Мобильные многостаночники
А еще он «Театр на колесах», как называют сами себя кукольники. «Театр вне театра» и «Театр без границ» – это уже формулировки из дипломов, которые «Софит» привез в город Воскресенск с областных театральных фестивалей. Его сотрудники сами набрасывают идеи спектаклей, изготавливают куклы, шьют костюмы, пишут фонограммы и разъезжают с представлениями по городам и весям России, ближнего и дальнего зарубежья. Плотность гастрольного графика объяснить просто: своего здания и собственной сцены у «Софита» нет, он размещается в пяти комнатах ДК «Юбилейный». Может быть, поэтому привычная к смене обстановки труппа мгновенно адаптируется к любой площадке – от комнаты до стадиона, и к любым ситуациям, не позволяя себе даже в самых сложных случаях отменять представления. Прибавить к этому полную «экипировку» (транспорт, звук, свет – все свое!) и можно смело утверждать: «Софит» – надежный партнер.
Каждый человек здесь на вес золота, но нельзя не отметить: в коллективе работают три заслуженных работника культуры. Это Марина Аршинцева – неповторимая и блистательная ведущая, это Игорь Кумов – «золотые руки», главный художник. И худрук и главный режиссер единственного в Московской области профессионального муниципального театра ростовых кукол – Ирина Гончарова. «Мы всегда в тонусе, и самое главное, я на каждого могу положиться, – рассказывает о своем коллективе как о дружном и надежном сообществе единомышленников Ирина Ефремовна. – А ситуации у нас бывали трудные, например, когда в тридцатиградусный мороз наш автобус заглох из-за некачественного топлива посреди безлюдной дороги ночью. Помню, как все друг друга отогревали, искали возможности спасения, а мужчины за несколько километров ходили с канистрами на заправку. Мы выбрались! Дружба, прямо как в сказке, творит чудеса».
Чудеса особого жанра
Театр ростовых кукол – это театр представлений, а не переживаний. Инфернальный блеск глаз и «ряд волшебных изменений милого лица» скрыты под статичной маской, выражающей какую-то одну эмоцию. Трусливый Заяц или Медведь-топтыга не могут плакать и смеяться, но у зрителей должно быть полное впечатление, что персонажи смеются или плачут. На эту задачу работают все средства данного театрального жанра: жесты, смена ракурса и выразительная пластика.
Немалую роль играет органичное сопряжение текста с музыкой, и то и другое здесь записывается. Маска, в которой работают артисты, не позволяет пользоваться микрофоном. Ради точности и органичности звука приходится переписывать фонограммы десятки раз, чтобы потом в этой звуковой среде существовать как рыба в воде, не позволяя публике ни на минуту задуматься о том, что стоит за этой легкостью. Обычно в спектаклях и шоу-представлениях «Софита» занято до двенадцати актеров, но персонажей может быть и тридцать: мгновенные метаморфозы возможны благодаря замене кукольной головы и быстрой смене костюма. Еще одна особенность театра в том, что актеры почти не видят друг друга. Избежать неразберихи на площадке помогает отточенная работа по выстраиванию мизансцен. Благо погружению в режиссерское искусство Ирина Гончарова посвятила не один год, уже имея диплом балетмейстера. Становлению профессионализма помогли многочисленные курсы и лаборатории великих – Товстоногова, Плучека, Хомского, Додина, Розовского.
Грани нескучного репертуара
«Неправильные витамины», «Волшебный ключ», «Праздник с секретом», «Тайна заколдованного зеркала» – вот лишь некоторые названия веселых часовых сказок, адресованных юным зрителям. Такие спектакли занимают внушительную часть творческого багажа воскресенцев. Среди них есть и традиционные новогодние и интерактивные игровые, и работы «на злобу дня», каковой, например, является посвященный Году экологии спектакль «Проделки вредной вороны». Яркие, забавные герои всех этих представлений развлекают детей, ненавязчиво подвигая к бережному отношению к природе, уважению к старшим, искусству прощения, доброте.
Рассчитанные на взрослую публику программы – это часовые попурри из связанных между собой шуточных сценок и зарисовок. Где еще зрителю удастся просто от души повеселиться, глядя на то, как «женщины непреклонного возраста» бабки-ежки отплясывают рок-н-ролл, а герои «Репки» отрываются в рэпе вокруг двухметровой Мышки?..
Заводные-озорные представления «Софита» – это всегда долгожданная радость для зрителей и в домах престарелых, реабилитационных центрах, интернатах и детских домах, куда артисты приезжают с благотворительными акциями. Команда не теряется и в сборных концертах со звездами. И если когда-нибудь доведется разделить сцену с Брэдом Питтом, то у оскароносца будет шанс тряхнуть стариной: в арсенале «Софита» есть для него отличный костюм.
Поделиться: