Введение предпрофессиональных программ обязало в уставе ДШИ в рамках основной образовательной деятельности включить еще два вида деятельности – творческую и культурно-просветительскую, что потребовало пересмотра рациональной структуры штатной численности в части кадрового обеспечения деятельности учреждения.
В соответствии со ст. 28, п. 3, пп. 4 нового закона об образовании к компетенции образовательной организации отнесено установление штатного расписания и установление структуры штатной численности работников всех групп персонала.
Формирование структуры штатной численности на основе утвержденных ДШИ учебных планов, реализуемых в соответствии с лицензией дополнительных образовательных программ, является для директоров школ наиболее сложным, особенно в части согласования с учредителем. Эти вопросы решаются, как правило, болезненно для руководителей, поскольку учредители стараются уменьшить объемы финансирования ФОТ, понимая этот оптимизационный процесс как сокращение бюджета. Многие финработники в администрациях могут диктовать руководителям ДШИ введение или отмену любой должности в штатном расписании. Будучи директором Заводоуковской ДШИ Тюменской области, я получил отказ учредителя в согласовании ставок концертмейстера. Аргумент в пользу закона, который не требует данного согласования, так как утверждает штатное расписание директор школы, не сработал. И подобных примеров множество.
Работая с ДШИ на основе договора о творческом сотрудничестве, к формированию структуры штатной численности работников всех групп персонала, мы подходим так, чтобы обосновать введение каждой должности ссылкой на какой-либо документ (федеральный, региональный, муниципальный) и утвержденные приказом директора школы учебные планы.
К 2008/2009 учебному году с коллективом ДШИ г. Пыть-Яха мы определили четыре ступени обучения в ДШИ, учитывающие принцип возрастной дифференциации, что позволило в дальнейшем каждому ребенку, поступившему в школу, выбрать конкретную образовательную программу.
В соответствии с п. 4 ст. 28 закона «Об образовании в РФ» и устава школы было согласовано с учредителем и утверждено приказом директора штатное расписание на период с 01.01.2014. При определении структуры штатной численности мы воспользовались постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», рекомендациями для реализации дополнительных образовательных программ художественно-эстетической направленности при переводе ДШИ на подушевое финансирование, изложенных в письме Федерального агентства по культуре и кинематографии МК РФ от 06.04.2007 № 980-07/4-1/04 «О финансировании ДШИ системы культуры» и приказом Департамента образования ХМАО-Югры от 12.05.2008 № 412 «О методике формирования штатных расписаний ОУ ХМАО».
В штатном расписании на 2013/2014 учебный год были утверждены четыре группы персонала: административно-управленческий, педагогический, учебно-вспомогательный и обслуживающий. Уровень стратегического управления определен для руководителя 1 уровня – директора, а уровень тактического управления для руководителей 2 уровня – заместителей директора и 3 уровня – заведующего библиотекой. В результате получили интересный вариант штатного расписания, согласованного с учредителем и утвержденного директором.
В соответствии с лицензией в 2014/2015 учебном году в школе будет продолжено обучение по программам художественно-эстетической направленности и предпрофессиональным, для обучения по которым проведен отбор детей, а также продолжена подготовка к лицензированию общеразвивающих программ и введения их в образовательный процесс в будущем.
2 мая 2014 г. на педсовете были представлены проекты учебных планов реализуемых образовательных программ на всех отделениях школы на 2014/2015 учебный год, обсуждены, приняты и рекомендованы для утверждения и введения их в действие. Приказом 02.05.2014 №160 ОД они утверждены и введены в действие с 1 сентября 2014 г.
Введение в образовательный процесс предпрофессиональных программ повлекло за собой и внесение изменений в структуру штатной численности на 2014/2015 учебный год. Директором школы издан приказ об установлении максимально возможной структуры штатной численности всех групп персонала с обоснованием введения каждой должности на основе ранее указанных федеральных, региональных нормативных и рекомендуемых документов, к которым добавился еще один, – приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 №251н «Об утверждении единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии».
В соответствии с принятым учебным планом было определено шесть групп персонала: административно-управленческий, педагогический, художественный, артистический, учебно-вспомогательный и обслуживающий.
Обращаю внимание на группу административно-управленческого аппарата (руководители 2 и 3 уровней), художественного и артистического персонала. 2 уровень – руководители отделений, а 3-й – заведующие отделами и секциями отделения музыкального искусства.
Художественный персонал представлен руководителями творческих коллективов и главным режиссером, а артистический персонал – числом недостающих участников в составе духового оркестра и оркестра народных инструментов.
Достижение уставных целей осуществляется ДШИ через образовательную деятельность, творческую и культурно-просветительскую: участвуя всем коллективом в большом количестве концертов, фестивалях, выставках, спектаклях, пропагандируя искусство для широких слоев населения.
Из максимально возможных штатных единиц, определенных по нормативным и рекомендуемым документам, было определено их количество с учетом контингента учащихся и состава творческих коллективов из числа учащихся и преподавателей, ведущих активную концертную деятельность, а также имеющихся финансовых ресурсов для представления на согласование учредителю. К началу учебного года из согласованной структуры будет сформировано штатное расписание на 2015 г.
Хотелось бы обратить внимание на практику формирования муниципального заказа для школ искусств – с конкретными процентами, где во главу угла ставятся показатели по числу лауреатов различных конкурсов в год/полугодие/квартал/месяц, а не показатели сохранности контингента, привлечения большего числа детей к получению художественного образования. Но ДШИ – это не спецшколы для будущих профессионалов в области искусства, хотя функция подготовки одаренных детей для обучения в средне-специальных учебных заведениях является одной из главных.
От лица директоров многочисленных детских школ искусств хочу высказать предложение о создании рекомендаций Минкультуры РФ или документа, совместного с Минобрнауки РФ, о финансировании ДШИ, в котором бы максимально была представлена структура штатной численности по группам персонала в соответствии с реализуемыми дополнительными образовательными программами, где были бы перечислены и названы все возможные должности, необходимые для осуществления всех трех основных видов деятельности ДШИ, что явилось бы существенной помощью для руководителей ДШИ.
Отзывы и мнения по вопросу формирования структуры штатной численности присылайте на эл. адрес: metodistkms@rambler.ru.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ,
РЕАЛИЗУЕМЫЕ В МБОУ ДОД «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ГОРОДА ПЫТЬ-ЯХА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
Поделиться: