НАЧАЛИ В МОСКВЕ – ОТОЗВАЛОСЬ В РОССИИ
Девятый год подряд в третью субботу марта концертами и фестивалями отмечают в стране Всероссийский день баяна, аккордеона и гармоники. Инициатор праздника – народный артист РФ, заведующий кафедрой баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных профессор Фридрих Липс, принадлежащий к числу тех музыкантов, чье творчество немало способствовало упрочению репутации русской баянной школы как одной из самых авторитетных в мире. Идею подхватили не только в Российской академии музыки им. Гнесиных – некалендарный профессиональный праздник признали во всей стране.
С большим размахом любимые в народе инструменты ныне чествуют в Санкт-Петербурге, Воронеже, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Симферополе, Томске, Красноярске, Иркутске... Во Всероссийский день баяна в Белгороде не однажды выступали музыканты из Латвии и Венгрии, Сербии и Черногории, Беларуси и Украины. В Новом Уренгое, в школе искусств им. С.В. Рахманинова, праздничный баянный концерт назвали так: «Музыки много не бывает». Калужский Дом музыки гостеприимно распахнул двери для участников двухдневного открытого фестиваля-конкурса «Звучит аккордеон». Свой фестиваль «Виват, баян!» который год организовывает для горожан Владимирский русский оркестр. В городе оружейников появился Открытый областной фестиваль «Тула, ты можешь нами гордиться», посвященный Всероссийскому дню баяна, аккордеона и гармоники. А в Чите к празднику приурочивают свой межрегиональный фестиваль-конкурс «Дни гармоники в Забайкалье».
… И НЕТ ПРЕДЕЛА
За девять лет в числе участников концертов в главной «цитадели» баянного искусства – РАМ им. Гнесиных было немало уникальных музыкантов – это, в частности, Ненад Иванович из Сербии, Тибо Троссэ из Франции, Ху Ксианан из Китая. Но главными его героями продолжают оставаться гнесинцы – студенты, выпускники и преподаватели кафедры баяна и аккордеона академии во главе с самим Фридрихом Липсом.
В этом году здесь отметили Всероссийский день баяна концертом из двух отделений, порадовав зрителей разнообразием жанров и стилей. Его открыл оркестр баянистов и аккордеонистов под управлением Олега Тарасова, который исполнил увертюру к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, придав звучанию популярного произведения новые тембровые краски. Затем в сопровождении оркестра выступили певицы, лауреаты всероссийских и международных конкурсов Светлана Филиппова, Анна Набученкова и Ирина Забелина. Они исполнили цикл педагога-гнесинца, композитора Виктора Малярова «Венок свадебных песен», а также произведение Олега Анофриева, ставшее почти народным, – «Какая песня без баяна».
Песенную лирику сменили сольные выступления инструменталистов, представивших новейшие сочинения для баяна. Исполнение одного из них – Сонаты № 4 Fusion профессора Гнесинской академии Вячеслава Семёнова – было объявлено мировой премьерой. Явственно чувствовалось: это произведение, улавливающее актуальные ритмы, гармонии, интонации XXI века. Что и подчеркнул в своем исполнении лауреат международных конкурсов Лев Лавров, уже снискавший известность как яркий интерпретатор новых сочинений для баяна и как профессионал, умеющий раскрыть художественные и технические возможности инструмента во всей их полноте. Еще один талантливый музыкант, лауреат II Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах Кирилл Русинов представил на концерте «Тарантеллу» Ф. Листа в транскрипции того же Вячеслава Семенова. Блестящая фантазия автора парафраза и мастерское исполнение сделали свое дело: опус стал украшением программы, подтвердив немалые возможности баяна в освоении классического репертуара.
Вслед за баянистами «взяли слово» гармонисты академии Роман Мишин, Павел Фомин, Михаил Кузьмин, исполнив «Русские напевы» и «Фантазию на орловские темы» Евгения Дербенёва. За ними в эмоциональный диалог с залом вступило джазовое трио Сергея Осокина. Прозвучали миниатюры с прагматическими названиями «Пробки», «Метро», «Полёт», оставив впечатление легкости и блеска. Ну а сам аккордеонист – лидер трио (он же автор миниатюр) демонстрировал свой неуемный темперамент, а также феноменальную технику беглости. Не меньшие артистичность и музыкальность проявили в концерте участники инструментального квартета Tango en vivo, напомнившие об актуальности наследия Астора Пьяццоллы. Их экспрессивность, исполнительская манера и художественная свобода покорили концертный зал Гнесинской академии в этот знаменательный день, показавший: без баяна не может быть не только песни, но и полноты мировой музыкальной культуры.
Поделиться: