Top.Mail.Ru
АРХИВ
28.10.2014
КУЛЬТУРНЫЙ ФОРПОСТ РОССИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Открытие филармонии в 1944 г. на базе Северо-Осетинского симфонического оркестра сыграло важнейшую роль в музыкальной культуре республики: именно благодаря ей начали активно развиваться осетинское композиторское творчество и исполнительская школа, главным достижением которой является созвездие знаменитых на весь мир дирижеров, чье музыкальное становление происходило во Владикавказе.

Государственная филармония Республики Северная Осетия – Алания празднует 70­летний юбилей. О том, как живет филармония сегодня, «Играем с начала» рассказал ее директор и художественный руководитель, композитор, председатель Союза композиторов РСО – Алания, заслуженный деятель искусств РФ А.В. Макоев.

Ацамаз Владимирович, как филармония существует в условиях рыночной экономики?

– Сейчас стратегия развития филармонии определяется существующим финансовым положением: при тех средствах, которыми мы располагаем, филармония не имеет возможности приглашать артистов со стороны. Условно говоря, месячный фонд заработной платы всей филармонии равен гонорару музыкантов уровня Дениса Мацуева за один концерт. Поэтому мы работаем с филармоническими коллективами внутри Северной Осетии и стараемся охватить весь северокавказский регион – Нальчик, Грозный, Кабардино-Балкарию, Ингушетию, Ставропольский край.

В филармонии четыре коллектива: Государственный симфонический оркестр им. Татаркана Кокойти (худ. руководитель Заурбек Гугкаев), Камерный ансамбль им. П.А. Ядых (худ. руководитель Евгений Кириллов), Молодежный оркестр народных инструментов (худ. руководитель Олег Ходов), Мужской хор национальной песни (худ. руководитель Ольга Джанаева). У нас работает музыкальный лекторий под руководством Людмилы Усовой, который подготавливает будущих слушателей классической музыки с ранних лет. Филармония живет и развивается, потому что интерес к музыкальному искусству сохраняется.

Трудно ли совмещать должность директора и художественного руководителя филармонии?

– Я работаю в филармонии с 1996 года и первые четыре был только художественным руководителем. Все мои фантазии и замыслы – а их было много, поскольку я сам пианист и композитор, – все это время приходилось держать в голове, потому мы не были единомышленниками с директором. Но в 2000-м директор перешел в министерство культуры, и я стал совмещать должности. Именно благодаря этому мне удалось решить множество сложных административных и творческих задач.

Например, тогда я убедил главу республики, что главным дирижером симфонического оркестра надо назначить одного моего воспитанника, еще никому не известного студента Санкт-Петербургской консерватории Тугана Сохиева, который, как вы знаете, с этого года является главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра России. Я сказал, что даже если он будет приезжать к нам не очень часто, важно, чтобы его творческая биография началась с нашего оркестра. Все так и произошло, и в те годы многие его однокурсники, ныне ставшие знаменитыми Александр Сладковский, Алим Шахмаметьев, Сабрие  Бекирова, постоянно прилетали во Владикавказ, репетировали и выступали с нашим музыкантами. Это было большим счастьем и не только подняло уровень оркестра, но и позволило сохранить коллектив в сложное время всеобщего экономического кризиса.

Сейчас, к сожалению, я не могу сказать, что состав оркестра пополняется. Ни один студент из тех, кто оканчивает музыкальные вузы в Москве или Санкт-Петербурге, не возвращается во Владикавказ. И это неудивительно: сегодня зарплата в 10 тысяч рублей в симфоническом оркестре считается у нас высокой…

Северная Осетия – республика маленькая, всего 700 тысяч населения, больше половины живет во Владикавказе. В нашем небольшом городе – 8 государственных театров, и внимание в первую очередь уделяется им. А в филармонии восьмой год идет ремонт, и у нас до сих пор нет своего концертного зала. Давно идут разговоры о том, что Валерий Гергиев собирается построить федеральный культурный центр во Владикавказе, который мог бы объединить и оказать поддержку и нашим музыкальным школам, и училищу, и филармонии. Но пока ничего из этого нет. Удивительно видеть подобное отношение к филармонии, из которой вышли музыкальные руководители двух главных оперных театров страны, – Мариинского и Большого! И только недавно, накануне 70-летия, на нас обратили внимание. Если ремонт будет идти в таком же темпе, как сейчас, есть надежда, что через месяц он закончится.

Зал нашей филармонии небольшой, но обладает уникальной акустикой. Здесь выступали величайшие музыканты ХХ века, включая Святослава Рихтера. Владикавказ, тогда Орджоникидзе, был форпостом музыкальной культуры Северного Кавказа. Через Орджоникидзе ездили в Грузию, Азербайджан, Армению…

Ацамаз Владимирович, кто составляет основной контингент филармонической публики?

– В основном это школьные учителя, преподаватели вузов, писатели, художники. У нас в городе есть три большие музыкальные школы и колледж  искусств, и, конечно, учащиеся, их родители и педагоги этих учреждений – все это наша аудитория. Еще в советское время художественный руководитель филармонии дирижер Павел Ядых придумал удивительный проект – каждый способный ученик музыкальной школы имел право раз в год выступать с филармоническим симфоническим оркестром. Благодаря этому начинанию музыкальные школы стали настолько популярными, что в них было невероятно трудно поступить. Но главное, эта идея сформировала известный владикавказский феномен молодых дирижеров, среди них – уже упомянутый Туган Сохиев, Тимур Зангиев, который в данный момент учится в Московской консерватории и уже третий сезон является дирижером-ассистентом Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, еще двое наших воспитанников обучаются сейчас в Санкт-Петербургской консерватории. Я продолжаю эту традицию и разрешаю юным дирижерам выходить к большому оркестру. Такого нет больше ни в одной республике, и это помогает поддерживать любовь к музыкальному академическому искусству.

Как складывается репертуарная политика филармонии – звучит ли в ней музыка современных композиторов, в том числе осетинских?

– Любовь к современной музыке, и не только осетинской, музыкантам и слушателям привил еще П.А. Ядых. Одно время у нас ежегодно проходил фестиваль «Музыкальное лето Осетии», и здесь исполнялись многие советские композиторы, среди которых были Ян Френкель, Никита Богословский, Владислав Казенин. Я возглавляю Союз композиторов Республики Северная Осетия – Алания и, конечно, с радостью продолжаю эту традицию. У нас есть замечательный камерный хор «Алания» под управлением Агунды Кокойти – народной артистки РСО–Алания, заслуженной артистки РФ, – а симфонический оркестр филармонии носит имя ее отца, осетинского композитора Татаркана Кокойти. И где бы ни происходила музыкальная премьера – в Дагестане ли, в Кабардино-Балкарии, все стремятся пригласить именно эти коллективы, потому что у нас любят современную музыку. Мне не пришлось никого убеждать, но музыканты и сами понимают, что если Шестая симфония Чайковского звучит сотни раз в день по всему миру, мы все равно ее не сыграем лучше всех. На мой взгляд, во всем мире музыканты, особенно дирижеры, делятся на две категории: одни «обслуживают» классический репертуар, а другие его формируют. Мне бы очень хотелось, чтобы мы относились ко второй.

Замечательное творческое кредо! Расскажите, пожалуйста, о наиболее ярких музыкальных событиях филармонии в этом сезоне. 

– Скажу о недавних событиях. 16 сентября на сцене Осетинского драматического театра (так как у нас пока зала нет) впервые состоялся сольный концерт уже мировой звезды, солистки Большого театра, заслуженной артистки Северной и Южной Осетии Вероники Джиоевой с нашим симфоническим оркестром. 17-го он был повторен для детей Беслана. 10-летию трагедии в Беслане мы также посвятили концерт, в котором наш симфонический оркестр исполнил специально написанные к этой дате произведения семи молодых композиторов со всей страны. Что касается планов на будущее – если ремонт филармонии закончится в ближайший месяц, то, надеюсь, под Новый год мы сможем достойно отметить 70-летие филармонии уже в отремонтированном здании. 

Поделиться:

Наверх